Условия и причины возникновения отклонений в поведении подростков.Страница 6
Помимо психофизиологических предпосылок, которые характеризуют нормальное развитие в этом возрасте, существуют психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию подростка. К ним относятся:
1. нервно-психические заболевания и отклонения.
У несовершенных правонарушителей, состоящих на учете в детских комнатах милиции наблюдаются различные психические аномалии: олигофрения, психозы, психопатии, неврозы, признаки органического поражения головного мозга [8].
Психические патологии тесно связаны с неблагоприятными конфликтными отношениями в семье.
2. социальная адаптация умственно-отсталых детей. Умственная отсталость таких детей затрудняет их социальную адаптацию. При особых неблагоприятных условиях они могут легко попадать под влияние взрослых, опытных преступников и быть слепым орудием в их руках.
3. пограничные явления, проявляющиеся у детей с отклоняющимся поведением (А.Е. Личко выделяет 11 типов акцентуации характера).
Акцентуации характера это «крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего прослеживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим».
Причины, приводящие к акцентуации характера, связаны, прежде всего, с условиями семейного воспитания, а также с органическим повреждением мозга (черепно-мозговые травмы и т.п.). Чаще всего эти факторы настолько взаимосвязаны, что вызывают серьезные затруднения у исследователей при определении первопричинности поведения подростка.
Поэтому эффективная профилактика правонарушителей должна предполагать комплекс мероприятий, как социально-педагогического, так и медико-социального характера, направленных на оздоровление среды, лечение и коррекцию поведения несовершеннолетних правонарушителей.
Завершая рассмотрение проблемы психобиологических предпосылок асоциального поведения, можно сделать такие выводы:
* В качестве психобиологических предпосылок социального поведения могут выступать различные нервно-психические отклонения и патологии, акцентуации характера, отставание в умственном развитии, затрудняющие социальную адаптацию детей и подростков.
* Анализ психобиологических предпосылок показывает, что эффективная ранняя профилактика может быть обеспечена лишь путем применения широких комплексных мер социально-педагогического, организационно-административного и медико-педагогического характера и, в свою очередь, требуем наличия достаточно широкой специальных учебно-воспитательных реабилитационных учреждений, рассчитанных на детей с различными отношениями в психическом развитии.
* Важным условием эффективной воспитательно-профилактической деятельности является повышение уровня психолого-педагогических знаний воспитателей, родителей, что позволит избавиться от педагогических ошибок, которые особенно часто совершаются из-за незнания возрастных особенностей подросткового возраста.
Таким образом, проработав и проанализировав материал по проблеме условий и причин возникновения отношений подростков, следует сказать, что в числе разнообразных социальных факторов, обуславливающих генезис асоциального поведения, можно выделить такие как:
Другое по теме:
Физиологические основы внимания
Что лежит в основе процессов направленности и сосредоточения психической деятельности с точки зрения физиологической? Какие нервные процессы связаны с отбором одних воздействий от других?
В коре больших полушарий мозга протекают два проц ...
Социальный статус пожилого человека
Социальные проблемы пожилых людей достаточно разнообразны, их спектр зависит как от объективных, так и от субъективных факторов, однако можно попытаться условно объединить их в несколько групп – это проблемы материально-финансового характ ...
От чего зависит успех на переговорах?
Успех на переговорах зависит от многих факторов, в частности от:
-продуманного обмена информацией о целях, ожиданиях и приемлемых соглашениях;
-умения представить собственную позицию так, чтобы она оказывала влияние на восприятие другой ...