Нарративный анализСтраница 1
Нарративный анализ личности - это анализ жизненных историй. В нашем смыслонарративном анализе цель нарративного повествования - трансформация личности нарратора. В нарративе мы выделяем три типа исторических форм: 1) нарратив страдания, мученичества, жертвы (в пассивной форме мы имеем нарратив жертвы, а в активной форме - нарратив преследования, мучителя; 2) нарратив стойкости, испытания, геройства, мужества, спасения (в пассивной форме -нарратив приспособления, сохранения, выдержки, стойкости, а в активной форме - нарратив героизма, мужества, спасителя и т.д.); 3) нарратив роста, трансгрессии и др. (в пассивной форме - это мудрец, знаток, в активной форме - рост, трансгрессия, решимость быть, мастер и т.д.). Так как мы различаем историю жизни и жизненную историю (нарратив), то в ходе смыслоанализа мы стремимся трансформировать нарратив в историю жизни на основе трансформации форм самоидентичности. Так, например, для перехода от травматического нарратива к трансформации травмы мы используем трехчленный переход от самоидентичности жертвы к самоидентичности уцелевшего и самоидентичности роста. Все три идентичности анализируются с точки зрения:
сфер проблематичности;
полейтематизации;
форм конкретизации сфер и полей;
выделения горизонтальной и вертикальной структурации, причины и цели события, а также основания и обоснования;
архитектоники нарратива - эндонарратива, мезонарратива, экзо-нарратива, экзистенциального нарратива;
определения темпоральности и временных отношений; определения соотношения переживания, проживания и существования;
8) смысловых трансформаций нарратора и др. Непосредственно нарративное интервью можно разделить на три этапа (приложение 9):
1 - исследователь кратко формулирует просьбу или общий вопрос («нарративный импульс»), цель которого - стимулировать респондента к биографическому повествованию. Нет никаких универсальных рецептов относительно того, каким должен быть этот «импульс». Х.Херманс приводит следующий пример «нарративного импульса»: «Я хотел бы попросить Вас рассказать историю Вашей жизни. Лучше всего, если Вы начнете с момента Вашего рождения, с того времени, когда Вы были ребенком, и расскажете затем обо всем, что с Вами происходило вплоть до настоящего времени. Вы можете говорить даже о деталях, так как меня интересует все, что важно для Вас самого».
После того, как респондент «ввязался» в рассказ, функция интервьюера сводится к роли слушателя и стимулированию продолжения повествования кивками головы и обычными для заинтересованного слушателя репликами.
2 - фаза нарративных расспросов. Респонденту задаются вопросы о событиях, упомянутых им ранее в своем повествовании. Опять речь не идет об оценках и аргументации. Интервьюер касается прерванных линий рассказа, малопонятных для него мест и предлагает интервьюируемому дополнить или прояснить их.
3 - заключительная часть. Респондент получает слово как «теоретик», развивая аргументацию, давая оценки и объяснения по поводу событий своей жизни. Таким «теоретическим» резюме интервью завершается. После проведения серии нарративных интервью исследователь приступает к обработке и интерпретации полученного материала. Поскольку все интервью обязательно записываются на аудиопленку, этапы сбора и обработки данных опосредуются процедурой транскрибирования (расшифровки) записей. Процедура анализа данных биографических нарративных интервью включает шесть этапов или шагов 1-й шаг: формальный анализ текста (приложение).
Другое по теме:
Коммуникативные барьеры. Психологические барьеры
В данной работе будем придерживаться следующего определения. "Барьер" общения – психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Барьер состоит в уси ...
Анализ психологических взглядов Иоанна
Дамаскина. Анализ взглядов Иоанна Дамаскина на познавательную, эмоциональную и
поведенческую сферы
Прежде чем анализировать психологические взгляды какого-либо философа, необходимо понять критерий психологического знания, то есть по какому основанию мы будем выделять именно психологическое содержание из философского. Здесь возможны раз ...
Сенсорное развитие
Ребенок, пришедший в школу, не только различает цвета, формы, величину предметов и их положение в пространстве, но может правильно назвать предлагаемые цвета и формы предметов, правильно соотнести предметы по величине. Он может также изоб ...