Нарративный анализ
Страница 1

Нарративный анализ личности - это анализ жизненных историй. В нашем смыслонарративном анализе цель нарративного повествования - трансформация личности нарратора. В нарративе мы выделяем три типа исторических форм: 1) нарратив страдания, мученичества, жертвы (в пассивной форме мы имеем нарратив жертвы, а в активной форме - нарратив преследования, мучителя; 2) нарратив стойкости, испытания, геройства, мужества, спасения (в пассивной форме -нарратив приспособления, сохранения, выдержки, стойкости, а в активной форме - нарратив героизма, мужества, спасителя и т.д.); 3) нарратив роста, трансгрессии и др. (в пассивной форме - это мудрец, знаток, в активной форме - рост, трансгрессия, решимость быть, мастер и т.д.). Так как мы различаем историю жизни и жизненную историю (нарратив), то в ходе смыслоанализа мы стремимся трансформировать нарратив в историю жизни на основе трансформации форм самоидентичности. Так, например, для перехода от травматического нарратива к трансформации травмы мы используем трехчленный переход от самоидентичности жертвы к самоидентичности уцелевшего и самоидентичности роста. Все три идентичности анализируются с точки зрения:

сфер проблематичности;

полейтематизации;

форм конкретизации сфер и полей;

выделения горизонтальной и вертикальной структурации, причины и цели события, а также основания и обоснования;

архитектоники нарратива - эндонарратива, мезонарратива, экзо-нарратива, экзистенциального нарратива;

определения темпоральности и временных отношений; определения соотношения переживания, проживания и существования;

8) смысловых трансформаций нарратора и др. Непосредственно нарративное интервью можно разделить на три этапа (приложение 9):

1 - исследователь кратко формулирует просьбу или общий вопрос («нарративный импульс»), цель которого - стимулировать респондента к биографическому повествованию. Нет никаких универсальных рецептов относительно того, каким должен быть этот «импульс». Х.Херманс приводит следующий пример «нарративного импульса»: «Я хотел бы попросить Вас рассказать историю Вашей жизни. Лучше всего, если Вы начнете с момента Вашего рождения, с того времени, когда Вы были ребенком, и расскажете затем обо всем, что с Вами происходило вплоть до настоящего времени. Вы можете говорить даже о деталях, так как меня интересует все, что важно для Вас самого».

После того, как респондент «ввязался» в рассказ, функция интервьюера сводится к роли слушателя и стимулированию продолжения повествования кивками головы и обычными для заинтересованного слушателя репликами.

2 - фаза нарративных расспросов. Респонденту задаются вопросы о событиях, упомянутых им ранее в своем повествовании. Опять речь не идет об оценках и аргументации. Интервьюер касается прерванных линий рассказа, малопонятных для него мест и предлагает интервьюируемому дополнить или прояснить их.

3 - заключительная часть. Респондент получает слово как «теоретик», развивая аргументацию, давая оценки и объяснения по поводу событий своей жизни. Таким «теоретическим» резюме интервью завершается. После проведения серии нарративных интервью исследователь приступает к обработке и интерпретации полученного материала. Поскольку все интервью обязательно записываются на аудиопленку, этапы сбора и обработки данных опосредуются процедурой транскрибирования (расшифровки) записей. Процедура анализа данных биографических нарративных интервью включает шесть этапов или шагов 1-й шаг: формальный анализ текста (приложение).

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Теоретическое исследование темперамента младших школьников и уровня развития памяти. Темперамент. Теории, виды
Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, ...

Вербальная коммуникация.
Использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Модель вербального коммуникативного проце ...

Исследования А. Бухановского
Профессор Александр Бухановский уверен: серийных убийц можно выявлять и лечить. В России идет охота на детей. За два месяца жертвами преступников стали одиннадцать несовершеннолетних в возрасте от 5 до 10 лет. Кто эти чудовища? Что движет ...