Типология суицидаСтраница 4
Эдвин Шнейдман, опираясь на психологические потребности суицидентов, считал, что ключевыми моментами в суицидальной активности является два фактора: душевная боль, которая перекрывает сознание человека и состояние фрустрации, «то есть искажение наиболее значимой потребности личности» [9, с. 151]. Он приводит свою типологию людей, которые своим поведением, часто сознательно, приближаются к собственной смерти, основываясь на выделенные два фактора.
· Искатели смерти – люди, которые сознательно стремятся к своей смерти. В итоге спасти таких людей крайне сложно.
· Инициаторы смерти. Это люди, которые находясь в плачевном состоянии (например, болея неизлечимыми болезнями), понимая, что они скоро умрут, не выдерживая, стремятся поскорее избавиться от страданий (например, отключают себя от систем жизнеобеспечения).
· Игроки со смертью бывают двух типов: которые собственно ведут рискованный образ жизни (играют в русскую рулетку, занимаются опасными видами спорта) и те, которые одобряют собственную смерть, хотя не предпринимают никаких мер по приближению к ней [23].
Психопатологический подход
рассматривает самоубийства под призмой проявления острых или хронических психических заболеваний. Данный подход имеет место в суицидальной активности, но уже доказано, что самоубийству подвержены не только больные психическими болезнями люди, но и здоровые. Лишь ограничивается острыми психотическими состояниями и депрессией, психопатологический подход не выходит за эти рамки.
Э. Дюркгейм предложил свои подходы. Он «делил самоубийства на виды в зависимости от особенностей социальных связей индивида: аномическое, фаталистическое, альтруистическое, эгоистическое» [соавтор 9, с. 145; 18, с. 239]. Причина аномического самоубийства является, как было уже сказано выше, серьезного разногласия между личностью и средой, которая его окружает. Фаталистическое вызвано личностной трагедией (гибель друга, потеря работоспособности, несчастная любовь). Альтруистическое самоубийство осуществляется ради других (или мнимого альтруизма) людей, либо ради великой (так же возможно иллюзорно-великой) цели. К причинам эгоистического самоубийства относят «уход от неблагоприятных ситуаций – конфликтов, неприемлемых требований» [9, с. 145].
В 60-е годы Морисом Фарбером был введен Закон Фарбера. Гласит он так: «Частота самоубийств в популяции прямо пропорциональна количеству индивидов, отличающихся повышенной ранимостью, и масштабу лишений, характерных для этой популяции» [соавтор 30; 21, с. 165–166]. Если перевести определение в формулу, то получится: S = f (V, D)
, где S – вероятность самоубийства; f – функция; V – повышенная ранимость (vulnerability); D – масштаб общественных лишений (deprivation).
Следовательно, эта концепция включает в себя социологическую переменную D, взятую из теории Дюркгейма и личностную переменную V из теории психоанализа. При показателях, «когда легко ранимый человек оказывается в экстремальном положении (V=maximum, D=maximum)», суицидальный исход наиболее вероятен. [30]
«Часты случаи суицида и тогда, когда человек с достаточно устойчивой психикой оказывается в невыносимо тяжелой общественной ситуации (V=0, D=maximum). Фарбер приводит пример скачкообразного возрастания D: после того, как Берлин в одну ночь был поделен надвое (13 августа 1961 г.), уровень самоубийств в восточном секторе увеличился в 25 раз, хотя величина V, разумеется осталась неизменной» [30].
Другое по теме:
Методика для психологической диагностики МПЗ (индекс жизненного стиля – LSI).
В области защитных механизмов первостепенную роль изначально отводили проективным методам исследования. При этом наиболее серьезное изучение возможностей измерения проводилось с помощью методики Роршаха. Однако, учитывая, что с помощью пр ...
Генетика и наследственность
Изучение биографий и патографий гениев всех времен и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются.
/ Владимир Эфроимсон/
Издавна люди удивлялись тому, насколько велико бывает сходство между ребенком и одним из его родителей ...
Разработка и организация программы игровых занятий по
развитию памяти детей старшего дошкольного возраста
Название программы:
программа игровых занятий по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста, с помощью совершенствования их органов чувств (см. прил. 1).
Цель программы:
развитие памяти детей старшего дошкольного возраста, чер ...