Типология суицида
Страница 3

Семейное влияние, по мнению автора, если в истории семьи присутствуют самоубийцы, то повышает риск суицида. Так же личностные особенности родителей (депрессивность), могут послужить фактором суицидальной динамики. [9, с. 149]. Однако еще не доказано научно, что наследственные корни родства с самоубийцами прямо влияют на суицидентов. Есть взаимосвязь между семейной обстановкой и суицидальной активностью (о чем будет сказано ниже), но возможно, что самоубийцы в роду влияют на детей в период пубертатный. Во время максимализма, фанатизма. Но это не устойчивые гипотезы. Нет эмпирических данных подтвердить данное предположение.

Социально-психологический подход

объясняет «суицидальное поведение социально-психологическими или индивидуальными факторами» [9, с. 150]. Потеря смысла жизни – вот факт, который мы можем увидеть в личности, которая подвержена суицидальной активностью. Как указал Франкл В., «что связанная с этим экзистенциальная тревога переживается как ужас перед безнадежностью, ощущение пустоты и бессмысленности, страх вины и осуждения» [соавтор 9, с. 150; 19].

«суицидальное поведение рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности, возникающей под влиянием различного рода психотравмирующих и стрессогенных факторов, в том числе в результате социальной незащищенности и нарушения механизмов взаимодействия между индивидом и его средой (Амбрумова.А.Г.)» [35].

Амбрумова А.Г. и ряд других исследователей расценивают суицидальное поведение как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта. [соавтор 9, с. 150; 2, 3, 20,4]

«Под дезадаптацией понимают несоответствие социально-психологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности, который в свою очередь не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования» [13, с. 87]. Простыми словами, дезадаптация – «это несоответствие организма и среды» [9, с. 150].

Авторы в соавторстве с Зимановской Е.В., считают что социально-психологическая дезадаптация может проявляться в разных степенях и в различных формах. Они выделяют «лимитирующую (непатологическую) и трансформирующую (патологическую) дезадаптацию» [9, с. 150]. Обе эти формы могут нести парциальный (частичный) и тотальный(всеобщий) характер.

В экстремальных ситуациях, личность неодинаково перестраивает приспособительную тактику. Первая группа индивидов, сохраняют общий уровень адаптации, за счет пластичности и резервов. Вторая группа индивидов, временно снижает уровень адаптивности, но без серьезного слома основных направлений адаптации. У такой группы не появляются патологических форм адаптации. При тех же условиях, возможность появление патологических форм адаптации зависит от присутствия индивидуальных проблем (к примеру, нервные расстройства). Если таковы проблемы имеются, то «в таких случаях социально-психологическая дезадаптация влечет за собой качественную трансформацию приспособительного процесса» [9, с. 151]. «Этот вариант, по мнению А.Г. Амбрумовой, характерен для пограничных расстройств, при которых наиболее подвержены срыву ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность при общем снижении интенсивности и пластичности процесса приспособления. Психотические расстройства представляют собой глобальную дезадаптацию с переходом на качественно новый уровень патологического реагирования» [9, с. 151]. Далее, личность переживает две фазы (соц.-псих. в динамике): Предиспозиционную и суицидальную. Предиспозиционная (присутствие дезадаптации) не является прямым фактором, провоцирующим суицидальную активность. Условием, для перехода в суицидальную активность, служит наличие конфликта, который переживает личность. По природе своей конфликт может быть межличностный и внутриличностный. «В том и другом случае он образуется из двух или нескольких разнонаправленных тенденций, одну из которых составляет основная, актуальная в данный момент потребность человека, а другой – тенденция, препятствующая ее удовлетворению» [9, с. 151]. Значимость сферы конфликта и система резервных адаптационных механизмов влияют на разрешенность данного конфликта. «Конфликт, превышающий порог дезадаптации личности, является кризисным» [9, с. 151]. Самоубийство возможно лишь в том случае, если у индивида, в условиях предиспозиционной дезадаптации, не будет возможности реальными способами «изменить конфликтную ситуацию» [9, с. 151].

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Эмпирическое исследование памяти и общей психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. Организация эмпирического исследования
Для осуществления эмпирического исследования уровня развития памяти и психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста определили эмпирическую гипотезу, подтверждение или опровержение которой и будет явл ...

Основные направления работы телефона доверия
Телефон доверия осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: оказание экстренной психологической помощи; *телефонное консультирование детей, подростков, молодежи, взрослого населения по актуальным проблемам развития личности; ...

Собственное исследование.
Исследование которое было проведено мной, несомненно отличается от вышеприведенных исследований, поскольку пока ни образование, ни опыт не позволяет мне заниматься серьезной диагностикой влияния того или иного физического, психосоматическ ...