Эмпирическое исследование достоверности различий самоотношения у студентов с различным показателем тревожности. Методический инструментарий и испытуемые
Страница 1

Материалы » Психологическое исследование особенностей самоотношения у тревожных и нетревожных студентов » Эмпирическое исследование достоверности различий самоотношения у студентов с различным показателем тревожности. Методический инструментарий и испытуемые

Основная цель нашего исследования: выявить и описать особенности эмоционально-ценностного отношения к себе у студентов с различным уровнем тревожности. В соответствии с целью и поставленными задачами мы использовали следующий инструментарий: «Шкала тревоги и тревожности» (Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина), тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев), проективная методика восьмицветовой тест Люшера (модиф. Кокуна О.А.)

Исследование проводилось на базе КГФ НПУ им.М.П. Драгоманова, со студентами психологического факультета, выборка составляет 40 человек: 31 девушка и 9 юношей. Исследование проводилось в большинстве случаев во второй половине дня, в благоприятных условиях.

На первом этапе исследования тревожности была использована методика «Шкала тревоги и тревожности Ч.Д. Спилбергера» – это группа личностных опросников, разработанная автором в 1966 – 1973.

В 1976-78 г.г. был Ю.Л. Ханиным (32) адаптирован, модифицирован и стандартизирован русскоязычный вариант STAI, который известен как шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера – Ханина.

Шкала состоит 2 частей по 20 заданий в каждой. Первая шкала (STAI: x1) предназначена для определения того, как человек чувствует себя сейчас, в данный момент, то есть для диагностики актуального состояния, а задание второй шкалы(STAI: x2) направлена на выяснение того, как субъект диагностирует тревожность как свойство личности.

Каждая их частей шкалы снабжена собственной инструкцией, заполнение бланка ответов не сложно, продолжительность обследования составляет примерно 5 – 8 минут. Каждое высказывание, включенное в опросник, оценивается респондентами по четырех бальной шкале. Вербальная интерпретация позиций оценочной шкалы в первой и во второй частях различна. Для STAI: x1: «нет» – 1 балл, «скорее нет» – 2 балла, «скорее да» – 3 балла, «да» – 4 балла. Для STAI: x2: «почти никогда» – 1 балл, «иногда» - 2 балла, «часто» – 3 балла, «почти всегда» – 4балла.

Ю.Л. Ханин получил нормативы по-уровневой выраженности тревожности: от 20 –34 баллов – низкий уровень

от 35 – 44 баллов – средний уровень

выше 46 баллов – высокий уровень

Этот опросник широко распространен в прикладных исследованиях, особенно в области клинической психодиагностики и высоко оценивается за достоверные диагностические данные (бланк теста в приложении А).

На втором этапе был использован тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеева).

Тест-опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным моделью структуры самоотношения шкалы:

шкала S — измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственного «Я» испытуемого;

шкала I — самоуважение;

шкала II — аутосимпатия;

шкала III — ожидание положительного отношения от других;

шкала IV — самоинтерес.

Опросник содержит также семь шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого:

шкала 1 — самоуверенность;

шкала 2 — отношение других;

шкала 3 — самопринятие;

шкала 4 — саморуководство, самопоследовательность;

шкала 5 — самообвинение;

шкала 6 — самоинтерес;

шкала 7 — самопонимание.

Текст опросника:

1. Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией.

2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.

З. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.

4. Корда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.

5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягатльным для других.

6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает, то насколько мой образ далек от действительности

7. Мое «Я» всегда мне интересно.

8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.

9. В моей жизни есть или по крайней мере были люди, с которыми я был чрезвычайно близок.

10. Собственное, уважение мне еще надо заслужить.

11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел.

12. Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.

13. Я сам хотел во многом себя переделать.

14. Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.

15. Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.

16. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Особенности межличностных отношений в педагогическом общении
Специфика общественных отношений состоит в том, что человек представляет в них определённые общественные группы (классы, профессии и т.п.). Такие отношения несут безличный характер. Их сущность во взаимодействии конкретных социальных роле ...

Классификация лидерства
Существуют разнообразные классификации лидерства. Рассмотрим некоторые из них. По отношению руководителя к подчиненным выделяют авторитарное и демократическое лидерство: · авторитарное – единоличное направляющее воздействие лидера на ни ...

конфликте собственных интересов, а стремящиеся к примирению
сторон? Являются. Они стремятся разобраться в причинах ми обстоятельствах конфликта, примирить стороны или снизить негативные последствия конфликта. ...