Психодиагностика готовности ребенка к школе
Страница 3

Материалы » Психолого-педагогический статус старшего дошкольника » Психодиагностика готовности ребенка к школе

б) Закончи предложения:

Весной картошку сажают, а осенью .

Воду наливают, а соль .

в) Назови детишек: у медведицы –

у коровы –

у слонихи –

у кошки –

у собаки –

г) Образуй прилагательные:

кораблик из бумаги

шуба из меха

у лисы хвост лисий

у зайца хвост .

С целью проверки состояния связной речи можно попросить ребенка рассказать, что он видит на картинке. Для овладения связной речью следует научить ребенка давать полный ответ на вопрос, вызывать у ребенка желание о чем-то рассказывать, расспрашивать о важных для него событиях, слушать внимательно и направлять сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию.

Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых является планом рассказа и не дает уклониться в сторону.

Для упражнений в рассказывании используют пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу, составление рассказа по концу.

Все приведенные здесь способы проверки речи доступны для неспециалиста, но они помогут избежать многих проблем при обучении грамотности.

Математическая готовность

<1>

Одна из важнейших задач родителей и педагогов – выявить имеющиеся у ребенка элементарные математические знания и подготовить его к изучению математики.

Дошкольники должны:

1) считать в пределах 10;

2) правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;

3) сравнивать числа в пределах 10, называть наименьшее, наибольшее, уравнивать число предметов;

4) сравнивать по длине, высоте, ширине;

5) размещать предметы в порядке возрастания, убывания; ~ 6) различать форму предметов;

7) ориентироваться на листе бумаги;

8) различать геометрические фигуры.

Предлагаются некоторые задания и игры, позволяющие расширить кругозор ребенка в области математики.

1) Ориентировка в пространстве:

а) Где ты живешь?

б) Твой дом маленький или большой?

в) Сколько этажей в твоем доме? (Можно нарисовать.)

г) Сколько этажей над (под) твоей квартирой?

д) Какой транспорт останавливается рядом с твоим домом?

е) Магазин находится далеко или близко от дома?

ж) Магазин выше или ниже твоего дома?

2) Соревнование: как быстрее и лучше дойти до аптеки, до магазина?

3) Ориентирование по словесному описанию. Накрываем стол. Положи справа, слева, в центре .

4) Во время прогулки найти определенное дерево, цветок. (Пройди прямо 10 шагов, повернись: направо, налево, назад .)

5) Умение сравнивать: большой – маленький, короткий – длинный, высокий – низкий, широкий – узкий.

Необходимо проследить, чтобы одно понятие не заменялось другим (вместо «высокий» иногда говорят «длинный», вместо «тонкий» – «узкий» .).

Знания о признаках закрепляются во время прогулок.

6) Различие по тяжести.

Сравнить, что тяжелее: 1 кг песка или вес пустого ведра и 1 кг пуха.

7) Развитие количественных представлений начинайте с уточнения понятий: много, мало, несколько.

8) Вводите в активный словарь (иллюстрируя) слова: было, взяли, осталось, стало, всего, вместо, столько же, поровну, одинаково.

9) Для развития навыка счета нужно считать предметы в группе, называть цифру, обозначающую их количество.

10) Счет от 1 до 10, от заданного числа до заданного.

11) Нужно научить ребенка сравнивать числа. Игры в «классы», «лестницу», когда на ступеньку кладут цифру, помогают освоить счет от 1 до 10 и обратно. Используйте любую бытовую ситуацию для счета: поставь 2 чашки, посчитай, сколько нас, сколько еще нужно поставить . можно прыгать и считать, хлопать и считать.

Для проверки представлений детей о числах могут быть предложены следующие задания:

1. Счет предметов в группе.

2. Счет однородных предметов, расположенных в ряд или в случайном порядке.

3. Счет от 1 и далее, сколько ребенок сможет.

4. Счет от заданного числа до заданного.

Замечание:

При счете названия числительных должны совпадать с показом предметов. Исподволь обратить внимание на изменение порядковых числительных по родам:

Группа одна. Яблоко одно. Огурец один.

Мальчик первый, второй. Девочка первая, вторая. Окно первое, второе.

После того как дети усвоили, как образуются числа, можно познакомить их с цифрами.

Цифры можно обводить, вылепить из теста на пирожках, выложить из камешков, написать на снегу, песке.

Полезно выучить стихотворение С. Я. Маршака «Давайте познакомимся».

Можно, играя, раскрашивая, познакомить дошкольника с геометрическим материалом. При этом дети отвечают на вопросы: сколько нарисовано кружков, квадратиков, треугольников, прямоугольников; на сколько каких фигур больше, меньше, каких поровну?

С ребенком можно выучить веселые стихи о геометрических фигурах:

Узнаешь сразу ты, кто я,

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Классификация
Не существует общепризнанной классификации защитных механизмов психики, хотя многие авторы публиковали свои собственные. Основные претензии к большинству классификаций это либо недостаточная полнота (критикующий не находит в классификации ...

Состояние здоровья
1. Особенности развития ребенка на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковые имелись, по­влиявшие на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длитель­ные заболевания). . 2. Темпы развития в дошкольном детс ...

Эмпирическое исследование достоверности различий самоотношения у студентов с различным показателем тревожности. Методический инструментарий и испытуемые
Основная цель нашего исследования: выявить и описать особенности эмоционально-ценностного отношения к себе у студентов с различным уровнем тревожности. В соответствии с целью и поставленными задачами мы использовали следующий инструментар ...