Психодиагностика готовности ребенка к школе
Страница 1

Материалы » Психолого-педагогический статус старшего дошкольника » Психодиагностика готовности ребенка к школе

Поступление ребенка в школу и весь период его начального обучения – это одна из самых серьезных ступеней в развитии человека. В это время формируются не только базовые академические знания, но и протекает интенсивное личностное развитие, ребенок учится учиться, в результате чего у него создается стойкое отношение не только к обучению, но и к самому себе. К сожалению, часто приходится сталкиваться с разочарованием и нереализованными желаниями. До школы ребенок активно развивался, был общительным и любознательным, а к концу начальной школы ситуация в корне изменилась. Безусловно, причин может быть много, и одна из них – это несвоевременное обучение. Наблюдения специалистов показали, что некоторые дети, соответствующие возрастному цензу, в силу развития своих индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к школьным условиям, а порой и вовсе не справляются с режимом работы и академической нагрузкой в школе.

Если дошкольник умеет читать, знает основы элементарного математического счета и развит интеллектуально по возрасту, то это не значит, что он готов к обучению в школе.

Психофизиологической готовностью можно считать его зрелость в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями – уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно развитие школьной мотивации, способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, а также развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Таким образом, «готовность ребенка к школе» – это комплексное и многогранное понятие.

Возрастные психологи отмечают, что развитие человека идет не плавно, а скачкообразно и перед каждым таким рывком он испытывает внутренний дискомфорт, который определяется как кризис развития. Подобное внутреннее противоречие формируется к шести-семи годам жизни, когда условия жизни и развития дошкольника перестают соответствовать возможностям ребенка и становятся препятствием для его дальнейшей самореализации и формирования познавательных процессов. У ребенка возникает новая внутренняя жизнь, жизнь внутренних переживаний, он становится более замкнутым, скрытным, лучше контролирует свои эмоции. Теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой жизни, на его внутреннем плане. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует новых социальных отношений. Внешне это выражается в активном желании пойти в школу и соответствовать ее требованиям. Формирование кризисной ситуации, подкрепленное психофизиологической готовностью и интеллектуальным развитием, позволяет с поступлением в школу решить внутренние противоречия и дает ребенку возможность активного саморазвития на уже новом, более сложном этапе. Новые условия жизни он воспринимает как естественные условия взросления, а не как тягостные школьные оковы.

Определить, когда ребенок достаточно развит во всех отношениях и может перейти на следующую ступень своего развития, очень сложно, так как требует заключения целого ряда специалистов. Школьный психолог обобщает мнение медицинской комиссии, логопеда, анализирует характеристику воспитателя детского сада, беседует с родителями и проводит собственное тестирование, в результате чего он может дать рекомендации или посоветовать коррекционную работу с данным ребенком. В связи с этим целесообразно проводить консультации о поступлении дошкольников в первые классы не позднее марта, чтобы осталось время для необходимой коррекционной работы и повторного тестирования. Родителям будущего первоклассника можно предложить заполнить анкету, которая поможет в определении готовности ребенка к школе (см. приложение). Учитывая важность данной проблемы и влияние своевременности поступления на дальнейшее обучение, целесообразно по всем вопросам, которые могут вызвать сомнение у школьного психолога, порекомендовать дополнительное обследование ребенка в специализированных психодиагностических центрах.

Речевая готовность

<1>

В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательных процессов является мышление и речь. Речь – это форма мышления. И глухие, и слепые, и немые мыслят при помощи слов, но это или письменная речь, или мимика, знаки. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

В этой связи родителям очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника. В первую очередь следует обратить внимание на:

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Понятия “профессиональное самоопределение “ и “профессиональный выбор”
Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой , общественно – значимой (трудовой ,познавательной ,игровой ,коммуникативной ) деятельности личности , формированием нравственной .эстетической и э ...

Подходы к изучению эмоций
Методами научного познания называются методы, при помощи которых ученые получают надежные и достоверные знания о психологических явлениях. Эти знания в отличие от тех, которые получают и имеют люди в обычной, повседневной жизни, представл ...

Эмоции и чувства как психические явления. Понятие эмоций, их функции
Объективные свойства предметов и явлений окружающей действительности отражаются человеком посредством познавательных процессов. Но каждый отражаемый объект, каждое событие вызывают к себе определенное отношение человека в зависимости от т ...