Введение
Страница 1

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, совершенствование личных качеств, забота о всестороннем развитии его способностей входит в круг проблем современного общества.

Всестороннее развитие каждого человека предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя; в этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.

Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Одно из них – тип темперамента.

Проблема темперамента занимает человечество уже 25 столетий. Интерес к ней связан с очевидностью существования психических различий между людьми — различий по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и по другим динамическим индивидуально-устойчивым особенностям психической жизни, поведения и деятельности, которые традиционно относятся к темпераменту. Однако с все большим единодушием ученые и практики признают, что «темперамент — важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей» [16, с.67]. Создателем учения о темпераменте считается Гиппократ. Проблемой индивидуальных типологических особенностей людей занимались многие исследователи: Э. Кречмер, У. Шелдон, Б. М. Теплов. И. П. Павлов раскрыл физиологические основы темперамента и выделил свойства нервных процессов, а на основе их комбинаций - четыре типа нервной системы или темперамента.

Одним из основных познавательных процессов считается память. Но можно сказать и больше: она основа всякого познания. О значении памяти говорит хотя бы тот факт, что древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью всех муз. Из античных текстов пришел к нам поэтический образ следов памяти как отпечатков на восковых дощечках, помещенных в наших душах. Когда такие отпечатки ощущений и мыслей стираются, мы больше уже ничего не знаем.

Родоначальником научной психологии памяти по праву считается Г. Эббингауз. Он поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов и в своих многочисленных экспериментах установил ряд важных закономерностей, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

П. Жане выдвинул гипотезу о социальной природе памяти человека.

Опосредованный характер воспроизведения словесных сообщений показал в своих экспериментах Ф. Бартлетт.

Большой вклад в проблему онтогенетического развития произвольной памяти сделан советскими исследователями – П. П. Блонским, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и др.

В настоящее время широкое распространение получили исследования памяти в рамках когнитивной психологии.

Как видим, степень изученности вопросов темперамента и памяти высока. Но никто из ученых не ставит вопрос о связи типа темперамента человека и состояния его памяти. Поэтому проблема нашего исследования заключается в необходимости выявления зависимости между типом темперамента и уровнем развития памяти у младших школьников.

Страницы: 1 2

Другое по теме: