Диагностическое исследование
социально-психологических факторов правонарушений несовершеннолетних. Методические
основы диагностического исследованияСтраница 3
- референтных групп второго уровня, уровня корпоративных сообществ также незначительное количество, основными из которых являются либо ЧЕЛОВЕК - как реакция на элементы социальной депривации, либо идентификация по половому признаку - юноша, девушка, особа женского рода и т.д.;
- основное количество референтных групп представлено на третьем уровне, уровне макросостояний, причем, как правило, эти группы носят своеобразный, зачастую вычурный характер, сопровождающийся негативной эмоциональной окрашенностью: деспот, христианин, творец, примат, разгильдяй, сама неустойчивость.
Такое распределение может свидетельствовать о наличии серьезных личностных проблем, которые приводят к рассогласованию с реальной действительностью, и могут быть причиной дезадаптивного состояния.
Подростки, разрушающие при неблагоприятной социальной ситуации развития собственную личность (интрадезадаптивное состояние), в качестве защитного механизма вырабатывают ориентацию на сверхценные образования или отнесение себя к референтным группам макроуровней, которые выступают в наличии несуществующих, оторванных от действительности нереальных групп, подросток легко может войти в противоречие с окружающей его действительностью.
И, наконец, группа подростков, адекватная социальному окружению, дает равномерное распределение референтных групп на всех трех иерархических уровнях сферы общения.
Таким образом, анализ репертуара референтных групп с помощью проективной методики «20 позиций Куна» позволяет с определенной долей вероятности определить состояние средовой дезадаптации у подростков.
Второй методикой, которую мы использовали в качестве диагностического инструмента явилась методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации С.А. Беличевой. В инструкции к данной методике испытуемого просят оценить себя по ряду качеств, сравнивая себя со всеми жителями Земли. Данная методика снабжена возрастными нормами, полученными статистическим путем на большой выборке испытуемых.[19]Именно наличие норм позволяет однозначно относить испытуемых к группе с адекватной и неадекватной самооценкой. С инструкцией и бланком методики для испытуемых можно ознакомиться в Приложении 2.
Третьей использованной нами методикой стала методика исследования локуса контроля Дж. Роттера.[20]Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил - случая, других людей. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу. Локус контроля, характерны для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности в случае неудач и в сфере достижений, причем это в равной степени касается различных областей социальной жизни. Испытуемому предлагается ответить на 44 утверждения. После обработки полученных в тестировании данных можно выявить локус контроля по следующим шкалам:
1) общей интернальности;
2) интернальности в области достижений;
3) интернальности в области неудач;
4) интернальности в области семейных отношений;
5) интернальности в области производственных отношений;
Другое по теме:
Конструирование системы работы по снижению школьной тревожности детей
младшего школьного возраста.
Работа по снижению тревожности школьников предполагает несколько взаимосвязанных направлений.
Психологическое просвещение родителей. Данное направление работы включает три блока. Первый блок предполагает рассмотрение следующих вопросов: ...
Выводы по результатам проведенного исследования
Анкетирование, проведенное среди юношей и девушек 17 - 19 лет по теме "Преобладание каких качеств лидера для женщин и мужчин вы считаете наиболее важным?" позволило сделать нам необходимые для нашего исследования выводы.
Так на ...
Анализ и интерпретация результатов исследования
Обработка и анализ полученных в ходе исследования данных осуществляется поэтапно. Предварительным этапом обработки результатов выступил качественный анализ анкеты «Значение саморазвития в жизни современного руководителя», который заключал ...