Диагностическое исследование социально-психологических факторов правонарушений несовершеннолетних. Методические основы диагностического исследования
Страница 1

Материалы » Социально-психологические факторы правонарушений несовершеннолетних » Диагностическое исследование социально-психологических факторов правонарушений несовершеннолетних. Методические основы диагностического исследования

Для оценки социально-психологического статуса подростка, мы использовали модифицированный метод «20 позиций Куна».[18]

Метод 20 позиций Куна применим как в групповом, так и в индивидуальном порядке. Применение метода 20 позиций предпочтительно потому, что:

- Он является проективным методом, способным во многом снивелировать влияние многих защитных механизмов;

- Возможно получение комплексной психологической информации, касающейся основных аспектов социальной ориентации у подростков этой возрастной категории;

Методика «20 позиций» относится к классу проективных методов исследования личности и характеризуется интегративным подходом к ее оценке. Внимание исследователя при работе с данной методикой фокусируется на общей картине социально-психологического статуса личности и степени ее социальной адаптации, а не на измерении отдельных ее свойств.

Применение методики в практике отечественных исследований связывается с выяснением общих установок личности, ее ценностных образований. В предлагаемой модификации методики С.А. Беличевой, интерпретация данных проводится с помощью шкалы Гутмана с использованием методов контент-анализа, а также представлений о построении психосемантического пространства сознания.

Испытуемым предлагают ответить на вопрос «Кто я? Какой я?» за 12 минут.

Получение количественной оценки по данной методике можно проводить следующим образом:

1. Любой вид рефлексивной продукции отмечается в качестве отдельного предъявления, например, - «я любящая дочь, интересующаяся музыкой» 1 - любящая, 2 - дочь, 3 - интересующаяся музыкой. Подобная оценка предъявлений, классификация должна быть проведена по всему тексту. Подсчитывается общий объем рефлексивных предъявлений, который затем распределяется по уровням значимости, в каждый из которых входит по пять рефлексивных предъявлений, независимо от его содержательной направленности. Первые два уровня считаются наиболее информативными с точки зрения актуализированности их в сознании субъекта.

Общий объем рефлексивной продукции характеризует сформированность рефлексивной функции у подростков, как основного социально-психологического новообразования этого возраста. В среднем, для подростков 14-16 лет общее количество рефлексивных предъявлений по этой методике составляет от 16 до 20 позиций и зависит не только от сформированности рефлексивной функции, но и от социокультурных представлений. Практика работы с данной методикой показывает, что подростки, способные в указанное время представить 20 и более предъявлений, обладают большим объемом рефлексивной деятельности. Объем в 10 и менее позиций считается недостаточным, а менее 5 предъявлений, как правило, свидетельствует о возможных явлениях средовой или личностной дезадаптации у подростков.

После распределения всех рефлексивных категорий по уровням значимости и определения общего объема происходит количественно-качественный анализ их содержания с целью отнесения к основным компонентам личностной структуры.

В отечественной психологии методы референтометрии применяются для выяснения значимости для каждого члена группы его товарищей по сообществу. В основе указанных методов референтометрии лежит гипотеза сравнительного представления личности о собственном статусе со статусом других членов группы. Таким образом, получив репертуар референтных групп, можно с определенной долей вероятности определить сферу общения индивида, получить представление о проблемах, существующих в ней, и, соответственно, степень социальной адаптации.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Выводы и предложения
Итак, решение проблемы негативного влияния средств массовой коммуникации на поведение подростка является сложным и комплексным. Подростковый возраст характерен тем, что именно в этом возрасте молодой человек переходит из состояния детств ...

Психологическая устойчивость личности
Слово «устойчивый» во многих языках мира означает «стабиль­ный, стойкий, твердый, прочный, крепкий». В «Словаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова: «стабильность, рав­новесие» [2]. Термин stability переводится как: ...

Развитие внимания, памяти, воображения
Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность - ребенок научается владеть специальными д ...