Диагностическое исследование
социально-психологических факторов правонарушений несовершеннолетних. Методические
основы диагностического исследованияСтраница 2
Сфера общения может быть представлена различными группами, с которыми подросток себя соотносит. Группы общения складываются у подростков на трех иерархических уровнях. У подростков, в поведениии которых не отмечаются признаки дезадаптивного состояния и которые проходят путь позитивной социальной адаптации, отмечается равномерное распределение референтных групп по трем основным сферам общения.
Группы непосредственного контакта многообразны и реальны и отражают следующие основные области общения: семья (рефлексивные позиции - дочь, сын, внук, брат, сестра, племянник и т.д.), область товарищеских отношений (рефлексивные позиции - друг, приятель, товарищ, отношение к любого вида неформальному союзу и т.д.), область, связанная с процессом обучения, воспитания, будущей профессии (рефлексивные позиции - человек, гражданин, москвич, русский, либо представленность по желаемой профессии). Референтные группы макроуровня, олицетворяющие несуществующие в реальности объединения высших категорий, представлены набором групп позитивной социальной направленности (рефлексивные позиции - романтик, мечтатель, оптимист, идеалист, организатор и т.д.)
Как правило, общий объем рефлексивной продукции у подростков - интердезадаптантов крайне невелик и редко превышает 8-10 предъявлений. Распределение по трем основным иерархическим уровням общения имеет следующий вид:
- Практически отсутствует уровень макрогрупп, групп высшей смысловой направленности, что, по всей вероятности может быть одной из причин асоциального пути развития этих подростков;
- Рефлексивные предъявления второго уровня, уровня корпоративных сообществ, также незначительны и фиксируют референтные группы, способствующие личностной защите (рокеры, рэкетиры) при социальном неблагополучии;
- Самым распространенными и рефлексируемыми являются референтные группы первого уровня, уровня событийности и, как правило, отражают существующую ситуацию социального окружения.
Набор референтных групп у подростков с признаками интердезадалтивного состояния не отличается широким спектром и вариабельностью.
Выделяемые при референтометрии группы общения:
Первый уровень - малые референтные группы или группы непосредственного окружения, такие как семья, школа, неформальные группы подростков и т.д.
Второй уровень - группы, подчиненные нормам сообщества или корпораций, реально существующие, как правило, большие группы, такие как профессия, половая идентификация, группа по признаку территориальной принадлежности, национальные группы и т.д.
Третий уровень - группы, соединенные с макросредой, т.е. не существующие в социальной реальности группы, однако представленные в некотором высшем смысловом пространстве, такие как мыслитель, творец, личность, свободолюбец и т.д.
С.А. Беличева и ее исследовательский коллектив отмечает, что:
- в сознании подростков рефлексируются референтные группы всех трех уровней, что подтверждает справедливость гипотезы об иерархическом строении сферы общения;
- репертуар рефлексируемых референтных групп, а также степень их структурированности различна, что, по-видимому, определяет соотношение сферы реального и желаемого общения.
Подростки, имеющие признаки интродезадаптивных состояний, а именно, отклонения нервно-психического здоровья, различные формы и виды акцентуаций представляют распределение по основным уровням общения противоположного вида:
- на первом иерархическом уровне, уровне непосредственного окружения, как правило, предъявляется незначительное количество референтных групп, что, по-видимому, является признаком микросоциальной дезадаптации личности;
Другое по теме:
Причины возникновения конфликтов
Причин, вызывающих конфликты, так же много, как и конфликтов. К основным причинам конфликтов в организациях относятся:
1.Ограниченность ресурсов, распределяемых в организации
.
Как известно, ресурсы в любой экономической системе огранич ...
Развитие воли у человека
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведени ...
Охарактеризуйте социально – психологические методы профилактики конфликтов?
Социально – психологические методы профилактики конфликтов:
1.сохранение в ходе взаимодействия баланса ролей (старшего, равного или младшего по своему психологическому статусу).
Если у партнеров по взаимопониманию есть согласие относите ...