Диагностическое исследование социально-психологических факторов правонарушений несовершеннолетних. Методические основы диагностического исследования
Страница 2

Материалы » Социально-психологические факторы правонарушений несовершеннолетних » Диагностическое исследование социально-психологических факторов правонарушений несовершеннолетних. Методические основы диагностического исследования

Сфера общения может быть представлена различными группами, с которыми подросток себя соотносит. Группы общения складываются у подростков на трех иерархических уровнях. У подростков, в поведениии которых не отмечаются признаки дезадаптивного состояния и которые проходят путь позитивной социальной адаптации, отмечается равномерное распределение референтных групп по трем основным сферам общения.

Группы непосредственного контакта многообразны и реальны и отражают следующие основные области общения: семья (рефлексивные позиции - дочь, сын, внук, брат, сестра, племянник и т.д.), область товарищеских отношений (рефлексивные позиции - друг, приятель, товарищ, отношение к любого вида неформальному союзу и т.д.), область, связанная с процессом обучения, воспитания, будущей профессии (рефлексивные позиции - человек, гражданин, москвич, русский, либо представленность по желаемой профессии). Референтные группы макроуровня, олицетворяющие несуществующие в реальности объединения высших категорий, представлены набором групп позитивной социальной направленности (рефлексивные позиции - романтик, мечтатель, оптимист, идеалист, организатор и т.д.)

Как правило, общий объем рефлексивной продукции у подростков - интердезадаптантов крайне невелик и редко превышает 8-10 предъявлений. Распределение по трем основным иерархическим уровням общения имеет следующий вид:

- Практически отсутствует уровень макрогрупп, групп высшей смысловой направленности, что, по всей вероятности может быть одной из причин асоциального пути развития этих подростков;

- Рефлексивные предъявления второго уровня, уровня корпоративных сообществ, также незначительны и фиксируют референтные группы, способствующие личностной защите (рокеры, рэкетиры) при социальном неблагополучии;

- Самым распространенными и рефлексируемыми являются референтные группы первого уровня, уровня событийности и, как правило, отражают существующую ситуацию социального окружения.

Набор референтных групп у подростков с признаками интердезадалтивного состояния не отличается широким спектром и вариабельностью.

Выделяемые при референтометрии группы общения:

Первый уровень - малые референтные группы или группы непосредственного окружения, такие как семья, школа, неформальные группы подростков и т.д.

Второй уровень - группы, подчиненные нормам сообщества или корпораций, реально существующие, как правило, большие группы, такие как профессия, половая идентификация, группа по признаку территориальной принадлежности, национальные группы и т.д.

Третий уровень - группы, соединенные с макросредой, т.е. не существующие в социальной реальности группы, однако представленные в некотором высшем смысловом пространстве, такие как мыслитель, творец, личность, свободолюбец и т.д.

С.А. Беличева и ее исследовательский коллектив отмечает, что:

- в сознании подростков рефлексируются референтные группы всех трех уровней, что подтверждает справедливость гипотезы об иерархическом строении сферы общения;

- репертуар рефлексируемых референтных групп, а также степень их структурированности различна, что, по-видимому, определяет соотношение сферы реального и желаемого общения.

Подростки, имеющие признаки интродезадаптивных состояний, а именно, отклонения нервно-психического здоровья, различные формы и виды акцентуаций представляют распределение по основным уровням общения противоположного вида:

- на первом иерархическом уровне, уровне непосредственного окружения, как правило, предъявляется незначительное количество референтных групп, что, по-видимому, является признаком микросоциальной дезадаптации личности;

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Обследование дома
Мотив дом очень многоплановый, и ему отводится особо важное значение в курсе символдрамы. Прорабатывание мотива дома также требует больше времени, иногда даже два сеанса. Нередко в образе дома скрыт многогранный и сложный конфликтный мате ...

Теоретический анализ литературы по проблеме развития морально–нравственного поведения дошкольников. Категории формирования морального поведения
В дошкольном возрасте появляется повышенная чувствительность ребенка к экзистенциальным переживаниям, обозначение границ Я – концепции через установление дистанции с другими людьми, формирование обобщенной концепции другого человека. Сенз ...

Приложения
Приложение 1 Оценка социально-психологического статуса подростка Модифицированный метод «20 позиций Куна М.» Инструкция: «Задание: перед Вами ставится один единственный вопрос, на который Вы можете дать бесчисленное количество ответов, ...