Темперамент и характер
Страница 3

Впечатлительность – сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Впечатлительный человек дольше помнит об оказанном воздействии и дольше сохраняет реакцию на него. Сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительных людей.

Эмоциональность – скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо сильнее выражены телесные реакции, связанные с эмоциями. Он почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

Импульсивность – несдержанность реакций, их спонтанность, проявление еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

Тревожный человек – человек с часто возникающими беспокоящими эмоциональными переживаниями: боязнью, опасениями, страхами. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу. Он боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений.

Сочетание описанных свойств создает индивидуальный тип темперамента человека. Эти проявления темперамента и становятся, в конечном счете, свойствами его личности.

Характер нельзя путать с темпераментом. Темперамент имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер отражает содержательную сторону личности, определяет ее ценность, предел возможных для данного человека достижений. Следует отметить, что характер и темперамент зависят от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть разный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности и становится его динамической стороной.

Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении и поступках. Карл Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к одному из двух типов:

– экстраверты (направленность на внешние объекты);

– интроверты (направленность внутрь себя).

Экстраверты характеризуются обращенностью на окружающий мир, объекты которого притягивают к себе их интересы и жизненную энергию. Им свойственны: импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. Для интровертов характерна фиксация интересов на явлениях собственного внутреннего мира, которым они придают высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация. Существуют и другие классификации характеров:

– волевой (активный, целеустремленный, деятельный);

– эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний);

– рассудочный (оценивающий все с точки зрения разумности).

Но нет универсальной классификации характеров и деления их на типы. Основания для типизации, как правило, вводятся исследователем или заинтересованным лицом для того, чтобы в соответствии с имеющейся задачей разделить людей на группы по преобладающим качествам. До сих пор не существует психологического метода, при помощи которого можно было бы объективно диагностировать характер.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Базовые стратегии психологических защит
Большое количество сходств меж- и внутриличностных защит доказывает их существенную «взаимозависимость и взаимообратимость». Существует большое количество способов уберечься от манипуляций, но всё же все они состоят из переплетения шести ...

Символика цвета
Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения и цвета отдельных его элементов. Известно, что цвет отражает различные эмоции человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множеств ...

Общая характеристика дошкольного периода в психологической литературе. Основные особенности дошкольного возраста
Мир ребенка вращается вокруг взрослого. Ведущая деятельность – сюжетно - ролевая игра. Игра относится к символико - моделирующей деятельности. Символ относится к предметно-заместительной действиям (игрушки, неоформленные предметы – палочк ...