Темперамент и характер
Страница 2

Флегматик медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы протекают у него как бы замедленно, чувства внешне выражаются слабо. В отношениях с людьми всегда ровен, спокоен, в меру общителен, обладает устойчивым настроением.

Холерик быстр, чрезмерно подвижен, неуравновешен, возбудим, все психические процессы протекают быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности. Отсюда выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства у него сильные, быстро возникают, ярко проявляются, настроение может резко изменяться.

Меланхолик с трудом реагирует на сильные раздражители, психические процессы протекают медленно, длительное и сильное напряжение вызывает замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе пассивен, чувства и эмоциональные состояния возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью. Легко уязвим, тяжело переносит обиды, огорчения, хотя внешне переживания выражаются слабо. В привычной и спокойной обстановке чувствует себя спокойно и работает продуктивно. Обладает повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям.

Если оценить приведенные психологические характеристики темперамента, то увидим, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, также неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило, осторожный и осмотрительный. Следовательно, нет темпераментов «плохих» или «хороших» – каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека, от темперамента не зависят склонности, мировоззрения и убеждения человека, содержание его интересов. В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, к жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизуется, становится способным к длительным напряжениям, изменяя скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать свое внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем флегматику.

Следует знать, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента. Часто в одном человеке соединяются черты разных темпераментов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявление типа высшей нервной деятельности и темперамента человека. Однако отдельные сильные психические потрясения, сложные конфликтные ситуации могут внезапно обострить ту или иную природную особенность психики человека. В то же время свойства темперамента имеют тенденцию более резкого проявления с возрастом человека. Недаром говорят, что старики ведут себя как дети. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо для понимания его поведения и многих поступков.

Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего, характера. Но он определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств. От темперамента зависят такие свойства личности как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Рассмотрим их подробнее.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Выводы по результатам эмпирического исследования
Данное исследование было направлено на изучение уровня развития памяти и психологической готовности к обучению в школе у испытуемых двух групп: экспериментальной и контрольной. С экспериментальной группой осуществлялось проведение игровых ...

Потребности юношеского возраста в аспекте психологической поддержки.
В жизненном пути человека можно выделить период, когда вопрос о собственной компетентности субъект впервые ставит перед собой сам - это юношеский период, этап индивидуализации самостоятельное вхождение в мир взрослых, предъявляющее молодо ...

В чем заключается сложность выявления потребностей и интересов участников конфликта?
Сложность в выявлении потребностей и интересов участников конфликта заключается в том , что они могут быть как реальными и обоснованными, так и основываться на неадекватном понимании сложившийся ситуации. В той связи российский конфликт ...