Теоретический анализ концепции личностно-типологических
особенностей субъектной регуляцииСтраница 1
Проблема психической саморегуляции является одной из самых значимых при психологическом исследовании жизнедеятельности человека. Это связано с тем, что человеку на своём жизненном пути приходиться сталкиваться с трудностями, кризисными ситуациями, которые так или иначе человек должен преодолевать. Причем разные люди преодолевают жизненные трудности по-разному, т.е. каждый имеет свою стратегию саморегулирования собственного поведения, деятельности, а те или иные стратегии, используемые людьми, зависят от индивидуально-личностных свойств каждого человека. От степени совершенства этих стратегий зависит успешность, продуктивность любого поведенческого акта.
Вопросами осознанной саморегуляции занимались многие, как отечественные (П.К. Анохин, Н.А. Берштейн, Д.А. Ошанин, О.А. Конопкин, и другие), так и зарубежные (Преймс, Ливерент, Роттер, Уиткин, Фарез, Хайдер и другие) психологи.
Субъектная регуляция – это целостная, замкнутая по структуре, информационно открытая система, в которой степень сформированности ее отдельных компонентов, их содержательное наполнение и отношения между ними, отражая уникальность личности, приводит к согласованию ее активности с требованиями деятельности, и тем самым, к достижению цели, принятой субъектом. [28]
Субъектное бытие человека сложно и многоаспектно, оно обеспечивается системой всей человеческой психики и реализуется в разнообразных формах. Одним из наиболее общих и существенных проявлений субъектности человека является его произвольная осознанная активность, обеспечивающая достижение принимаемых человеком целей. В понятии "субъект" акцентируется в первую очередь, активное, деятельностное начало человека, реализуя которое, он осуществляет свои реальные отношения с действительностью.
Именно поэтому в контексте общего аспекта субъективного развития и существования человека одно из центральных базовых мест занимает проблема закономерностей осознанной регуляции человеком своей произвольной целенаправленной активности. Применительно к человеку, носителю высших форм психики, который сам принимает цели своих исполнительских действий и сам же их реализует доступными и приемлемыми для него средствами, которые он также в ряде случаев определяет сам, можно говорить об осознанной саморегуляции.
Теорией, позволяющей раскрыть личностно - типические особенности саморегуляции поведения и деятельности, является концепция осознанной психической регуляции произвольной деятельности, теоретические основы которой были разработаны О.А. Конопкиным [15].
Осознанная саморегуляция понимается как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей [15].
При взаимодействии с окружающим миром человек непрерывно сталкивается с ситуацией выбора различных способов реализации своей активности в зависимости от поставленных целей, индивидуальных особенностей и условий окружающей его действительности, особенностей взаимодействующих с ним людей. Но в ситуации выбора снятие неопределенности возможно лишь средствами регуляции, а в случае психической регуляции – средствами саморегуляции в том смысле, что человек сам исследует ситуацию, программирует свою активность и контролирует и корректирует результаты [28].
При рассмотрении наиболее общих, основополагающих характеристик, системы осознанной регуляции деятельности О.А. Конопкин подчеркивает необходимость реализации принципа целостности в построении модели, отображающей регуляцию осознанной активности человека. Он говорит о целостности контура осознанной психической саморегуляции, где каждый из функциональных компонентов вносит лишь определённый функциональный вклад в целостный процесс саморегуляции деятельности.
Другое по теме:
Как подчиненный может разрешить конфликт с наименьшими для себя потерями?
Чтобы подчиненный может разрешить конфликт с наименьшими для себя потерями нужно:
Научиться терпению и терпимому отношению к руководителю. Подчиненный служит фирме, а не конкретной персоне, какое бы социальное положение она не з ...
Теоретические основы по
проблемам учебной мотивации и самооценки младшего школьника. Самооценка младших
школьников
Анализируя исследования Е.В. Черносвистова, Н.Г. Алексеева, Л. И. Божовича, А. И. Липкиной, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является « Я-КОНЦЕПЦИЯ». Составной и неотъемлемой частью « Я – КОНЦЕПЦИИ» являетс ...
Результаты констатирующего этапа эксперимента
Образ -Я и его представление о себе характеризуется через степень выраженности у него таких психических свойств, как самоконтроль, незащищенность, тревожность, агрессивность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфли ...
