Теоретический анализ концепции личностно-типологических особенностей субъектной регуляции
Страница 3

Материалы » Взаимосвязь склонности к депрессии с типологическими особенностями субъектной регуляции » Теоретический анализ концепции личностно-типологических особенностей субъектной регуляции

Прыгин Г.С. выделяет набор качеств характерных для субъекта с "автономным" типом деятельности:

· умеет и предпочитает работать самостоятельно, не требуя контроля со стороны;

· собран и настойчив в достижении поставленных целей;

· обладает адекватной самооценкой;

· при выполнении работы активен, энергичен;

· проявляет вдумчивость и вместе с тем решительность в преодолении возникающих перед ним проблем;

· уверен в себе и результатах выполненной им работы;

· умеет заставить себя сосредоточиться на выполнении задания;

· обладает чувством ответственности,

· умеет планировать свой рабочий день;

· в случае необходимости легко переключается с одной работы на выполнение другой;

· всегда доводит порученную работу до конца;

· обладает развитым чувством самоконтроля;

· может критически оценивать свой успех (или неудачу) в деятельности, правильно проанализировать их причины;

· умеет управлять своим вниманием;

· обладает высокой работоспособностью.

А другая группа, выделяемая Прыгиным Г.С., полярная первой - как "зависимая", которая является абсолютной противоположностью "автономного" типа.

3. Каждому из указанных стилей деятельности соответствует, с одной стороны, характерный симптомокомплекс "деятельностных" качеств субъекта, а с другой - определённая функциональная сформированность контура осознанной саморегуляции.

Необходимо также отметить, что именно в понятии "автономность" реализуется единство и взаимосвязь внешних и внутренних факторов, детерминирующих регуляторные процессы. Это единство, формируясь в онтогенезе личности, и определяет те индивидуально - типологические особенности, которые опосредствуют процессы осознанной психической саморегуляции [28].

Прыгин Г.С. выделил различия в функционировании контура саморегуляции у "автономных" и "зависимых" испытуемых: "субъективная модель значимой деятельности", "принятая субъектом программа исполнительных действий", "критерии успешности выполнения деятельности", "информация о достигаемых результатах" - у испытуемых с автономным типом регуляции значительно выше, чем у испытуемых с зависимым типом регуляции и основан, главным образом, на "внутренней стимуляции", на учёте внутренних субъективных факторов. Субъект, стремится любыми средствами добиться удовлетворения своих потребностей вопреки действующим объективным условиям.

Другой, полярный, тип личностной регуляции в основном опирается на "внешнюю стимуляцию", на внешние условия и требования. Личность с таким типом регуляции оказывается полностью зависимой от внешних обстоятельств, подстраиваясь под окружение [27].

Выводы

Депрессия это эмоциональное расстройство, проявляющее себя такими переживаниями, как чувство угнетенности, безнадежности, беспомощности, вины, самокритики, снижение интереса к внешней активности. Эти проявления сопровождаются снижением психической и двигательной активности, безразличием к окружающему, усталостью, снижением сексуальных влечений, отсутствием аппетита, запорами, бессонницей (особенно в утренние часы). При некоторых типах эмоциональных расстройств бессонница и снижение аппетита могут замещаться соответственно сонливостью и перееданием. Эти физические проявления являются вегетативными признаками депрессии и основой давно существующих предположений о ее психосоматической природе. Причинными факторами при униполярных расстройствах могут быть названы следующие:

1) биологические – среди них наследственные, биохимические, нейроэндокринные и нейрофизиологические факторы;

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Формирование морального самосознания в трудах отечественных и зарубежных авторов
С точки зрения В.С.Мухиной, Г.С.Абрамовой в зарождении и становлении морального самосознания детей 5 – 7 лет, важную роль играет соотнесение своего нравственного «я» с идеалом и с «я» других людей. Успех ребенка в разных видах деятельност ...

Интеллект и эффективность управленческой деятельности
Прямая зависимость между успешностью управленческой деятельности и интеллектом руководителя представляется на первый взгляд явной и самоочевидной. Именно это представление, являющееся в действительности иллюзорным, очень долгое время факт ...

Теоретическая часть. ‘’Мотивы выбора профессии”. Анализ теоретических подходов к проблеме мотивации
В современной психологии термином "мотив" (мотивация, мотивирующие факторы) обозначаются совершенно разные явления. Мотивами называют инстинктивные импульсы, ибо логические влечения и аппетиты, а равно переживание эмоций, интерес ...