Теоретический анализ концепции личностно-типологических
особенностей субъектной регуляцииСтраница 3
Прыгин Г.С. выделяет набор качеств характерных для субъекта с "автономным" типом деятельности:
· умеет и предпочитает работать самостоятельно, не требуя контроля со стороны;
· собран и настойчив в достижении поставленных целей;
· обладает адекватной самооценкой;
· при выполнении работы активен, энергичен;
· проявляет вдумчивость и вместе с тем решительность в преодолении возникающих перед ним проблем;
· уверен в себе и результатах выполненной им работы;
· умеет заставить себя сосредоточиться на выполнении задания;
· обладает чувством ответственности,
· умеет планировать свой рабочий день;
· в случае необходимости легко переключается с одной работы на выполнение другой;
· всегда доводит порученную работу до конца;
· обладает развитым чувством самоконтроля;
· может критически оценивать свой успех (или неудачу) в деятельности, правильно проанализировать их причины;
· умеет управлять своим вниманием;
· обладает высокой работоспособностью.
А другая группа, выделяемая Прыгиным Г.С., полярная первой - как "зависимая", которая является абсолютной противоположностью "автономного" типа.
3. Каждому из указанных стилей деятельности соответствует, с одной стороны, характерный симптомокомплекс "деятельностных" качеств субъекта, а с другой - определённая функциональная сформированность контура осознанной саморегуляции.
Необходимо также отметить, что именно в понятии "автономность" реализуется единство и взаимосвязь внешних и внутренних факторов, детерминирующих регуляторные процессы. Это единство, формируясь в онтогенезе личности, и определяет те индивидуально - типологические особенности, которые опосредствуют процессы осознанной психической саморегуляции [28].
Прыгин Г.С. выделил различия в функционировании контура саморегуляции у "автономных" и "зависимых" испытуемых: "субъективная модель значимой деятельности", "принятая субъектом программа исполнительных действий", "критерии успешности выполнения деятельности", "информация о достигаемых результатах" - у испытуемых с автономным типом регуляции значительно выше, чем у испытуемых с зависимым типом регуляции и основан, главным образом, на "внутренней стимуляции", на учёте внутренних субъективных факторов. Субъект, стремится любыми средствами добиться удовлетворения своих потребностей вопреки действующим объективным условиям.
Другой, полярный, тип личностной регуляции в основном опирается на "внешнюю стимуляцию", на внешние условия и требования. Личность с таким типом регуляции оказывается полностью зависимой от внешних обстоятельств, подстраиваясь под окружение [27].
Выводы
Депрессия это эмоциональное расстройство, проявляющее себя такими переживаниями, как чувство угнетенности, безнадежности, беспомощности, вины, самокритики, снижение интереса к внешней активности. Эти проявления сопровождаются снижением психической и двигательной активности, безразличием к окружающему, усталостью, снижением сексуальных влечений, отсутствием аппетита, запорами, бессонницей (особенно в утренние часы). При некоторых типах эмоциональных расстройств бессонница и снижение аппетита могут замещаться соответственно сонливостью и перееданием. Эти физические проявления являются вегетативными признаками депрессии и основой давно существующих предположений о ее психосоматической природе. Причинными факторами при униполярных расстройствах могут быть названы следующие:
1) биологические – среди них наследственные, биохимические, нейроэндокринные и нейрофизиологические факторы;
Другое по теме:
Особенности эмоциональной сферы дошкольника
Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, на ...
Половая идентификация
Младший школьник уже знает о своей принадлежности к тому или иному полу. Он уже понимает, что это необратимо, и стремится утвердить себя как мальчик или девочка.
Мальчик знает, что он должен быть смелым, не плакать, уступать дорогу всем ...
Характеристики
Психоаналитики Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей выделяли две основные характеристики защитных механизмов:
1. Отрицание или искажение реальности
2. Действие на бессознательном уровне
Искажению и отрицанию подвергается восприятие не только ...