Слухи как условие существования толпы
Страница 1

Материалы » Массовые формы стихийного поведения » Слухи как условие существования толпы

Одним из важнейших условий формирования и функционирования действующей толпы являются слухи. Слухи — это сообщение о событиях, еще никем не подтвержденных, исходящее от одного или нескольких лиц и передающееся в массе людей от одного к другому.

Почему же на изучение феномена слухов тратится столько сил и средств? Важность такой работы, по мнению А. П. Назаретяна, обусловлена тремя обстоятельствами.

(1) Слухи — валидный источник информации об общественном мнении, политических настроениях, отношении к руководству, к государственному строю, к средствам массовой информации и т.д. Особенно возрастает роль этого источника тогда, когда иные методы сбора информации затруднены. Но даже при самой либеральной и благоприятной обстановке анализ циркулирующих в обществе слухов существенно дополняет картину, складывающуюся на основании более традиционных и, как правило, более опосредованных методов. Ибо люди не всегда склонны и готовы откровенно делиться своими мнениями и не всегда отчетливо осознают свое настроение и отношение к политическим событиям.

(2) Слухи часто служат катализатором социально-политических настроений и событий. Поэтому их учет помогает прогнозировать процессы в обществе и обогащает опережающую модель ситуации.

(3) Циркулирующие слухи являются активным фактором формирования настроений, мнений, а соответственно поведения людей и вызываемых им политических событий. Таким образом, оперирование слухами — это дополнительный инструмент политического влияния.

При изучении слухов используются различные основания классификации (рис.5).

Рис. 6. Типология слухов

1.

По экспрессивному параметру различают три типа: слух-желание, слух-пугало и агрессивный слух.

Слухи-пугало возникают в периоды социального напряжения (стихийное бедствие, террористический акт, война и т.д.) и варьируют от просто пессимистических до откровенно панических. Самая банальная фабула слуха-пугала — грядущий рост цен или исчезновение некоторых продуктов.

Здесь опять-таки отчетливо проявляются катализационная и инструментальная роль слухов: принимая их за чистую монету, люди лихорадочно приобретают ненужные им продукты или в неразумных количествах, а в результате действительно искажается конъюнктура слабого рынка, товары исчезают или растут в цене.

В последних эпизодах уже просматриваются оттенки третьего типа — агрессивных слухов. Иногда агрессивный оттенок выпячивается более отчетливо.

Агрессивные слухи возникают там, где имеются напряженные отношения между социальными группами, причем даже явно стихийные или вызванные собственной неразумной деятельностью бедствия часто усиливают ненависть к какой-то группе или личности.

Задача квалификации слуха по экспрессивному параметру не так элементарна, как может показаться на первый взгляд, а квалификационная ошибка часто влечет за собой ошибку инструментальную. Здесь важно иметь в виду два момента:

• в сложной разнородной вселенной (а политически значимый слух обычно циркулирует именно в такой аудитории) один и тот же сюжет может иметь совершенно различные эмоциональные характеристики;

• решающим критерием для экспрессивной оценки слуха является не сам по себе сюжет, а реакция аудитории. Без учета этих обстоятельств вероятность ложных экспертных оценок и контрпродуктивных рекомендаций очень велика.

Второй, информационный параметр слуха-пугала отражает степень достоверности фабулы. Порой слух совсем не обязательно несет ложную информацию.

2. По информационному параметру различают следующие типы слухов:

• абсолютно недостоверные;

• недостоверные с элементами правдоподобия;

• правдоподобные.

При этом важно помнить, что циркулирующий слух способен «подстраивать» события под свой сюжет. Следовательно, информационный параметр так же не дискретен, как и экспрессивный. Слух с первоначально низкой достоверностью, упав на благодатную почву и захватывая умы, побуждает людей к действиям, и, таким образом, по мере распространения слуха достоверности фабулы повышается.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Характеристика креативности, как личностной способности к творчеству. Понятие креативности
«Креативность» (от английского слова «creativity») — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Креативность — это способность творить, создавать, привносить чт ...

Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Программа игровых занятий по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста, с помощью совершенствования их органов чувств Данная программа рассчитана на 10 игровых занятий с детьми подготовительной группы. Каждое заня ...

Выводы
Приведенный анализ и сопоставление различных взглядов показали, что ни один из этих подходов не дает удовлетворительного и обоснованного решения проблемы строения самоотношения. Можно было заметить, что исследования в этой области отличае ...