Понятие гуманных отношений
Гуманность - обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), представленная в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуемая в общении и деятельности - в актах содействия, соучастия и помощи.
Понятие гуманности как социальной установки, включающей познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты, привлекается при анализе широкого круга проблем, связанных с усвоением моральных норм, эмпатией, с изучением так называемого помогающего поведения и пр.
Гуманные отношения рассматриваются в широком социокультурном контексте как совокупность гармоничных отношений к миру, другим людям и себе самому. Тогда гуманные отношения выступают как такие отношения, в которых предметный мир - окружающая среда, а также социальный мир -приобретают статус безусловных личных ценностей, которые переживаются им как сострадание и сорадование и стремление к защите, содействию, помощи.
В гуманных отношениях воплощено развитие и проявление важнейшей личностной субстанции - категории совести, т.е. внутреннего различения субъектом добра и зла, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка (своего и чужого), с точки зрения нравственной цензуры. Если проявляется отношение к человеку как к ценности, то другой человек приобретает личностный смысл - это и есть гуманные отношения, которые выступают как идеальная норма, обеспечивающая оптимальное жизненное равновесие и развитие.
Рассмотрение социально-психологических свойств как внутренних предпосылок гуманных отношений. Одним из таких свойств является способность встать в позицию другого, отнестись к другому, как будто этим другим является он сам, т.е. способность к идентификации. Эта способность является важнейшим условием понимания состояния другого человека -сопереживания и сорадования.
Другое по теме:
Личность и ее развитие в младшем школьном возрасте. Личностные
изменения ребенка, возникающие при поступлении в школу
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется ...
Психологические особенности межличностной сферы руководителя
Межличностные отношения являются одной из сторон межличностного общения, отражая его содержательную наполненность, интенсивность, длительность. Понятие «межличностные отношения» призвано внести новый смысл и дополнительные оттенки в описа ...
Особенности в преодолении и мотивации к преодолению
личностью экстремального опыта в мирной жизни после военных действий в Чечне
В любом случае посттравматический стресс постепенно проходит, но этот процесс ускоряется в ходе реабилитации. На нормализацию психического состояния воина также влияет мотивация к преодолению экстремального опыта в мирной жизни.
Особенно ...
