Введение
Страница 1

В последние 20 лет в России произошли серьезные социальные трансформации. Изменился политический строй, система экономики, социальная структура общества. Подобные перемены всегда сопровождаются сменой общественных идеалов и ценностей. Изменился и идеал человека. К современной личности предъявляются новые требования. Поэтому человек должен выяснить собственные возможности и способности, чтобы лучше адаптироваться к меняющимся условиям. Сегодня ситуация меняется особенно быстро в связи с возросшим темпом жизни, человек должен открывать в себе все новые и новые способности и возможности. Поэтому сегодня проблема самопознания особенно актуальна.

Становление и развитие экзистенциальной психологии привело к пониманию того, что необходимо говорить не о фрагментарном познании человеком отдельных качеств и свойств, а о целостном познании самого себя, учитывающем всю полноту духовной жизни. Специфика изучения проблемы «Я», самопознания, познания конкретного человека с учетом всех его особенностей заключается в том, что оно охватывает широкий спектр разноплановых вопросов. Поэтому единой теории «Я» и самопознания пока нет. Однако проводятся многочисленные исследования. Мы предприняли попытку изучения самопознания с помощью представления себя другим как одного из возможных способов самопознания. Это и определило выбор темы

нашего исследования.

Гипотезы были сформулированы следующим образом. Общая гипотеза:

представление себя другим является одним из способов самопознания. Исходя из неё, мы сформулировали следующие частные гипотезы.

1. С помощью представления себя другим человек осуществляет самопроектирование, планирует собственное развитие.

2. В процессе представления себя другим человек часто реализует потребности и желания, принципиально неосуществимые в реальной жизни.

3. Культурные тексты являются источником, из которых черпаются образы других

4. Представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть – он расширяет самоописание.

Проверка сформулированных гипотез определила цели

нашего исследования.

1) Доказать, что с помощью представления себя другим человек осуществляет самопроектирование, планирует собственное развитие.

2) Доказать, что в процессе представления себя другим человек часто реализует потребности и желания, принципиально неосуществимые в реальной жизни.

3) Доказать, что культурные тексты являются источником, из которых черпаются образы других.

4) Доказать, что представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть.

Перечисленные цели обусловили постановку и решение следующих исследовательских задач.

1) Выяснить особенности представления себя другим.

2) Выяснить, какие потребности и желания человек считает принципиально неосуществимыми;

3) Выяснить, какие культурные тексты являются источниками образов других;

4) Последить, насколько изменились представления человека о самом себе в результате представления себя другим.

Объектом

нашего исследования являются особенности самопознания, а предметом

– представление себя другим как способ самопознания. Методологической основой

нашего исследования являются взгляды М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, Ж.-П. Сартра, Дж. Бьюдженталя, Л. Бинсвангера и других.

Организация экспериментального исследования.

Всего в основном эксперименте приняло участие 40 человек в возрасте от 21 до 51 года.

Основным методомисследования являлся эксперимент. В исследовании нами был использован блок методик, состоящий из стандартной методики исследования личности FPI и авторские методики, разработанные нами для конкретных целей исследования. К разработке методик мы привлекли экспертов – 43 человека.

Новизна

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Специфика психических образований человека
Психические образования — это психические явления, фор­мирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит осо­бое сочетание знаний, навыков и умений. Они представляют собой резу ...

Классификация стилей воспитания
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Психологами выделяется 3 стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский При демократическом стиле, ...

Патриотизм как общественный принцип
Патриотизм, как общественный принцип. Общество – совокупность людей, объединённых исторически общественным и социальными формами совместной жизни и деятельности (Ожегов С.И. Словарь Русского языка С.И. Ожегова., изд. «ИТИ Технология», М. ...