ВведениеСтраница 1
В последние 20 лет в России произошли серьезные социальные трансформации. Изменился политический строй, система экономики, социальная структура общества. Подобные перемены всегда сопровождаются сменой общественных идеалов и ценностей. Изменился и идеал человека. К современной личности предъявляются новые требования. Поэтому человек должен выяснить собственные возможности и способности, чтобы лучше адаптироваться к меняющимся условиям. Сегодня ситуация меняется особенно быстро в связи с возросшим темпом жизни, человек должен открывать в себе все новые и новые способности и возможности. Поэтому сегодня проблема самопознания особенно актуальна.
Становление и развитие экзистенциальной психологии привело к пониманию того, что необходимо говорить не о фрагментарном познании человеком отдельных качеств и свойств, а о целостном познании самого себя, учитывающем всю полноту духовной жизни. Специфика изучения проблемы «Я», самопознания, познания конкретного человека с учетом всех его особенностей заключается в том, что оно охватывает широкий спектр разноплановых вопросов. Поэтому единой теории «Я» и самопознания пока нет. Однако проводятся многочисленные исследования. Мы предприняли попытку изучения самопознания с помощью представления себя другим как одного из возможных способов самопознания. Это и определило выбор темы
нашего исследования.
Гипотезы были сформулированы следующим образом. Общая гипотеза:
представление себя другим является одним из способов самопознания. Исходя из неё, мы сформулировали следующие частные гипотезы.
1. С помощью представления себя другим человек осуществляет самопроектирование, планирует собственное развитие.
2. В процессе представления себя другим человек часто реализует потребности и желания, принципиально неосуществимые в реальной жизни.
3. Культурные тексты являются источником, из которых черпаются образы других
4. Представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть – он расширяет самоописание.
Проверка сформулированных гипотез определила цели
нашего исследования.
1) Доказать, что с помощью представления себя другим человек осуществляет самопроектирование, планирует собственное развитие.
2) Доказать, что в процессе представления себя другим человек часто реализует потребности и желания, принципиально неосуществимые в реальной жизни.
3) Доказать, что культурные тексты являются источником, из которых черпаются образы других.
4) Доказать, что представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть.
Перечисленные цели обусловили постановку и решение следующих исследовательских задач.
1) Выяснить особенности представления себя другим.
2) Выяснить, какие потребности и желания человек считает принципиально неосуществимыми;
3) Выяснить, какие культурные тексты являются источниками образов других;
4) Последить, насколько изменились представления человека о самом себе в результате представления себя другим.
Объектом
нашего исследования являются особенности самопознания, а предметом
– представление себя другим как способ самопознания. Методологической основой
нашего исследования являются взгляды М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, Ж.-П. Сартра, Дж. Бьюдженталя, Л. Бинсвангера и других.
Организация экспериментального исследования.
Всего в основном эксперименте приняло участие 40 человек в возрасте от 21 до 51 года.
Основным методомисследования являлся эксперимент. В исследовании нами был использован блок методик, состоящий из стандартной методики исследования личности FPI и авторские методики, разработанные нами для конкретных целей исследования. К разработке методик мы привлекли экспертов – 43 человека.
Новизна
Другое по теме:
Каковы базовые и производные методы разрешения конфликтов?
Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Они представляют собой эскалацию каждодневн ...
Психофизические упражнения
Психофизические упражнения называются так, поскольку их психический компонент накладывается на физическое движение, причём последнее помогает овладению первым. Идея разработки таких упражнений была заложена в начале 20-го века Питером Дон ...
Интеллектуальная
готовность
К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов ...
