Методы работы консультантаСтраница 5
Пример: - Я знаю, что для него лучше.
Вопрос: «Как Вы узнаете это?»
-Он никогда не думает о последствиях.
Вопрос: «Как именно Вы узнаете, что он никогда не думает о последствиях?»
Потеря субъекта - выражается в утверждениях, принимающих форму обобщения по поводу мифа. Обычно это суждения типа: «Так нельзя поступать», «Вот как нужно делать», «Это нехорошо» и т.п.
Пример: - Неправильно полагаться на благотворительность.
Вопрос: «Для кого неправильно это?»
-Так нельзя поступать.
Вопрос: «Кому так нельзя поступать?»
Таким образом, метамодель - это набор средств, дающих возможность оставаться в рамках внешнего сенсорного опыта, получая информацию клиента. Они помогают придерживаться опыта клиента (а не идти внутрь себя), извлекая новые возможности для роста его собственных ресурсов.
Третья ступень консультирования
- формулирование желаемого результата. Уточнение цели клиента и проработка ее позволяют точно формулировать проблему клиента.
По мнению специалистов, формулировка проблемы должна включать личное местоимение («Я») и конкретное содержание, давать различные аспекты проблемы, что сделает понятным для клиента последующие стратегии работы с консультантом, содержать конкретные указания по поводу действий, направленных на решение проблемы.
Постановка цели - цель выводится из определения проблемы и должна быть конкретной, оперативной и реалистичной.
Признаки хорошо сформулированной цели:
– Значима для клиента.
– Описана во взаимодействующих и контекстуально описанных терминах.
– Скорее мала, чем велика.
– Имеет признаки разрешения проблемы, а не ее отсутствие.
– Конкретна, специфична и измерима.
– Реалистична и выполнима в обстоятельствах жизни клиента.
– С первых шагов демонстрирует признаки успеха клиента.
– Клиент уверен, что с его стороны требуется тяжелая работа.
Пример: Что я (субъект) могу сделать (сюжет) по отношению к кому-то (объект), чтобы добиться нужного отношения (контекст).
Четвертая ступень консультирования
- выработка альтернативных решений. Данный этап может включать длительное исследование личностной динамики. Эта фаза интервью может быть самой продолжительной. Определяя содержание работы консультанта на этой стадии, ряд авторов исходит из положения, что конечной целью консультанта является развитие у клиента:
– способности находить максимальное число вариантов поведения при общении с самим собой и другими в контексте культуры;
– способности применять максимально большее количество занятий, мыслей и поступков с тем, чтобы общаться с возможно большим числом людей и групп внутри и вне собственной культуры;
– способности формулировать планы, действовать в соответствии с возможностями культуры и рефлексировать.
Таким образом, 4-й этап очень важен для дальнейшего развития и роста клиента. Целью этого этапа является переход клиента с пути его любимых стереотипов поведения, которые только накапливали проблемы, к более гибкому и творческому реагированию.
Пятая ступень консультирования
- обобщение.
Бывает, что клиент быстро теряет то, что приобрел на консультации. Нужно предпринимать специальные шаги, чтобы конструктивные решения, принятые совместно с консультантом, не пропали даром.
Есть очень простой метод - просто спросить клиента: «Что Вы собираетесь делать сегодня?», «Какие шаги Вы собираетесь предпринимать завтра, чтобы реализовать то, что Вы наметили?» Чем более подробно консультант обсудит с клиентом программу его действий, тем более вероятно, что произойдет какое-то изменение. На этом этапе консультации может потребоваться обучение клиента. Возможно и переформулирование проблемы, связанное с невозможностью выполнения ранее намеченного.
Другое по теме:
Охарактеризуйте основные структурные элементы конфликта.
Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения.
Различают конструктивные и деструктивные конфликты.
Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, п ...
Мероприятия, ориентированные на семью (больного шизофренией)
Несмотря на поддерживающую терапию нейролептиками, примерно у 40% пациентов в первый год после выписки из стационара наблюдается рецидив психоза. Частота рецидивов повышается на втором году до 65%, если фармакотерапия не комбинируется с п ...
Механизмы
возникновения межгрупповых конфликтов
К основным механизмам возникновения межгрупповых конфликтов относятся: межгрупповая враждебность, объективный конфликт интересов и внутригрупповой фаворитизм.
Межгрупповая враждебность.
Фрейд в своих работах впервые описал данный механи ...