Общая характеристика восприятий
Страница 5

Материалы » Психические процессы состояния и образования » Общая характеристика восприятий

Представления формируются в процессе деятельности чело­века, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и бале­рины .— двигательный, у химика — обонятельный и т. д.

Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных и общих представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичны­ми). Единичные представления — это представления, основан­ные на восприятии одного определенного предмета. Общие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.

Представления различаются также по степени проявления во­левых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные. Непроизвольные представления — это пред­ставления, возникающие спонтанно, без активизации воли и па­мяти человека. Произвольные представления — это представ­ления, возникающие у человека под воздействием воли, в инте­ресах поставленной им цели.

Представления, наконец, различаются по продолжительности и бывают оперативными, кратковременными и долговременными.

Оперативные представления — представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности. Например, оператору РЛС для вы­полнения элементов своей сложной деятельности необходимо постоянно активизировать наборы различного рода представ­лений для определения типа самолета, отметка о наличии кото­рого появилась на дисплее его локатора.

Кратковременные представления — это представления очень непродолжительные по времени. Например, школьнику на за­нятиях требуется ответить на какой-то вопрос, и пока он это делает, в его сознании функционируют нужные для этого пред­ставления, которые он потом может и забыть.

Долговременные представления — это представления, кото­рые сохраняются в памяти человека и используются им длитель­ное время и достаточно часто. К ним относятся в основном про­фессиональные представления.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другое по теме:

Теоретические основы изучения лидерства и руководства. Основные направления анализа лидерства
С точки зрения когнитивного подхода человек рассматривается в качестве наблюдателя, который активно оценивает и интерпретирует информацию, поступающую из внешнего мира, а не пассивно воспринимает ее. Причем интерпретация, причинное объясн ...

Личность и ее развитие в младшем школьном возрасте. Личностные изменения ребенка, возникающие при поступлении в школу
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется ...

Собственное исследование.
Исследование которое было проведено мной, несомненно отличается от вышеприведенных исследований, поскольку пока ни образование, ни опыт не позволяет мне заниматься серьезной диагностикой влияния того или иного физического, психосоматическ ...