Общая характеристика восприятийСтраница 5
Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины .— двигательный, у химика — обонятельный и т. д.
Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных и общих представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными). Единичные представления — это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета. Общие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.
Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные. Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.
Представления, наконец, различаются по продолжительности и бывают оперативными, кратковременными и долговременными.
Оперативные представления — представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности. Например, оператору РЛС для выполнения элементов своей сложной деятельности необходимо постоянно активизировать наборы различного рода представлений для определения типа самолета, отметка о наличии которого появилась на дисплее его локатора.
Кратковременные представления — это представления очень непродолжительные по времени. Например, школьнику на занятиях требуется ответить на какой-то вопрос, и пока он это делает, в его сознании функционируют нужные для этого представления, которые он потом может и забыть.
Долговременные представления — это представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто. К ним относятся в основном профессиональные представления.
Другое по теме:
Стратегии восприятия музыкального произведения. Характеристики
роли символов в контексте произведения искусства
В искусстве, как известно, особая роль принадлежит символам. Проблема символичности искусства возникла давно, интерес к ней наблюдается с древнейших времен.
Любое произведение искусства характеризует наличие художественного образа. Сущес ...
Какие причины возникновения конфликтов можно отнести к личностным?
«Две души живут в моей груди .» Где бы ни жили души, о которых писал Гете, поэт видел, что конфликт может бушевать и внутри человека. Этот тип конфликта не соответствует определению, данному выше. Однако, его потенциальные дисфункциональн ...
Психологическая устойчивость личности
Слово «устойчивый» во многих языках мира означает «стабильный, стойкий, твердый, прочный, крепкий». В «Словаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова: «стабильность, равновесие» [2].
Термин stability переводится как: ...