Общая характеристика восприятий
Страница 4

Материалы » Психические процессы состояния и образования » Общая характеристика восприятий

Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, двигательного, вестибу­лярного, слухового и др.

Своеобразие представлений. Представление

— это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкрет­ных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств. Сущность представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только об­раза предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и содержащейся многообразной информации о нем, которая впоследствии под влиянием конкретных воздействий преврати­лась в систему сигналов, управляющих нашим поведением.

Важнейшей функцией представлений является их сигналь­ная функция. Она становится наиболее действенной при появ­лении динамического стереотипа корковых процессов. Считая наши представления первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную дея­тельность, И.П. Павлов показал, что они складываются по ме­ханизму условного рефлекса. Благодаря этому любые представ­ления сигнализируют о конкретных явлениях действительнос­ти. Отличительной особенностью сигнальной функции, например, двигательных представлений, является то, что в них сигнальное значение приобретают не только свойства двигатель­ного акта (форма, направление движения, развиваемые усилия и др.), но и все системы организма, участвующие в осуществле­нии движений.

Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздейство­вавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий пред­стоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции ак­туализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом ре­шается поставленная задача.

Настроечная функция представлений проявляется в ориен­тации деятельности организма человека на определенные пара­метры отражения воздействий окружающего мира.

Изучая физиологические механизмы произвольных движе­ний, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выпол­нение соответствующих движений. Действенность этой функ­ции состоит в обеспечении определенного тренирующего эф­фекта двигательных представлений.

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при вос­приятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной плас­тичности центральной нервной системы. Сохранившиеся сле­ды возбуждений, которые имели место при известной активно­сти наших ощущений и восприятий, создают лишь необходимые условия для построения представления. Сам образ как таковой с его конкретной структурой возникает в результате образова­ния условных временных связей в коре головного мозга благо­даря функции первой сигнальной системы. По определению И.П. Павлова, наши представления относятся к первой сигналь­ной системе, хотя и возникают у нас в связи со второй сигналь­ной системой, и вызываются словом, Действия первых сигна­лов у человека обычно сопровождаются словесным обозначе­нием. По мере неоднократного подкрепления слова первосигнальным раздражителем оно по механизму ассоциации становится причиной возникновения в коре головного мозга соответствующих нервных процессов.

Существует достаточно большое разнообразие представле­ний, тем не менее их все можно классифицировать. Все зависит оттого, по каким критериям это делать.

Представления разделяют по видам анализаторов, которые в них задействованы: обычно различают зрительные (образ че­ловека, предмета, пейзаж), слуховые (представления музыкаль­ной мелодии), обонятельные (представление запаха эфира), ося­зательные (представления предмета, к которому прикасался ра­нее), двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.

Деление представлений на виды по анализаторам довольно условно: при этом делении руководствуются каким-то одним признаком предмета, хотя ему свойственны и другие признаки. Часто представления возникают на основе деятельности двух или нескольких анализаторов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Теоретическое обоснование тревожности детей в системе семьи. Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенче ...

Психофизические упражнения
Психофизические упражнения называются так, поскольку их психический компонент накладывается на физическое движение, причём последнее помогает овладению первым. Идея разработки таких упражнений была заложена в начале 20-го века Питером Дон ...

Следование вдоль ручья
Ручей - это орально-материнский символ, отражающий также динамику внутренних психических процессов и психическое развитие в целом, показывающий, насколько непрерывно, гармонично и последовательно протекает внутренняя психическая жизнь. Кр ...