Общая характеристика восприятий
Страница 3

Материалы » Психические процессы состояния и образования » Общая характеристика восприятий

а) переоценка вертикальных линий (из двух линий одина­кового размера вертикальная зрительно всегда воспри­нимается как значительно большая по сравнению с го­ризонтальной);

б) неправильное восприятие величины предмета или объек­та (например, высокий человек рядом с низким кажется выше, чем он есть на самом деле; кружки одинакового диаметра кажутся разными в зависимости от того, окру­жает ли их больший или меньший; одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся в известном удалении друг от друга, при этом предмет, расположенный ближе, кажется меньше, а дале­кий — больше своей действительной величины).

Эти иллюзии объясняются тем законом восприятия, по ко­торому величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.

Восприятие времени — это отражение в сознании человека объективной длительности, скорости и последовательности яв­лений действительности. Специального, самостоятельного ана­лизатора времени нет. В основе восприятия времени лежит рит­мическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика в не­рвной системе и составляет физиологическую основу восприятия времени. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы на время.

Определенное состояние нервных клеток становится сигна­лом времени, на основе которого у человека и у животных вы­рабатываются условные рефлексы на время. В лабораториях И.П.Павлова эти рефлексы вырабатывались у животных, когда их кормили через строго определенные промежутки времени. Если пищу давали через каждые 30 мин.,

то после ряда опытов выделение слюны у животных начиналось ровно

на 30-й мину­те. Следовательно, время представляет собой

такой же раздра­житель, как и материальные предметы и явления.

Однако наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощущения. Движе­ния всегда характеризуются ярко выраженной растянутостью, дробностью, они дают отчетливое впечатление определенной быстроты и последовательности, что особенно важно с точки зрения восприятия временных промежутков.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних яв­лений другими, а также связано с представлениями о настоя­щем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, пе­риодически повторяющиеся процессы в природе. Однажды вос­принятое явление останется в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это воспри­ятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее.

Восприятие длительности явлений. Доказано, что точно вос­принимать краткие промежутки времени человек может не бо­лее 0,75 сек. путем специальной тренировки в различении мик­роинтервалов времени. Если событие совершается очень мед­ленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки.

Восприятие темпа — это отражение скорости, с которой сме­няют друг друга отдельные стимулы совершающегося во време­ни процесса (например, чередование звуков).

Восприятие ритма — это отражение равномерного чередо­вания стимулов, их размеренности при воздействии предме­тов и явлений объективной действительности на наши органы чувств.

Восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение, прежде всего, воспринимают:

♦ характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т. п.);

♦ форму движения (прямолинейное, криволинейное, круго­вое, дугообразное и т. п.);

♦ амплитуду (размах) движения (полная, неполная);

♦ направление движения (направо, налево, вверх, вниз);

♦ продолжительность движения (краткое, длительное);

♦ скорость движения (быстрое или медленное движение; при циклических движениях — быстрый или медленный темп);

♦ ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое).

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Исследования А. Бухановского
Профессор Александр Бухановский уверен: серийных убийц можно выявлять и лечить. В России идет охота на детей. За два месяца жертвами преступников стали одиннадцать несовершеннолетних в возрасте от 5 до 10 лет. Кто эти чудовища? Что движет ...

Формирование и развитие способностей
Зависимость развития способностей от обучения, рассмотренное соотношение задатков и способностей показывает, что, хотя развитие способностей зависит от природных предпосылок, которые далеко не одинаковы у разных людей, однако способности ...

Тест фонематического слуха
Проверяющий предлагает ребенку: «Давай с тобой задумаем сло­во, например «окно». Я буду все время повторять его, а потом заменю другим словом, к примеру «табуретка». Как только услы­шишь это другое слово, сделай вот так (показывает). Этим ...