Проблема диагностики развития деятельности
Как уже говорилось, деятельность по определенным ее показателям мы рассматриваем как одно из базовых оснований личности, которое взаимосвязано с другими базовыми основаниями и детерминирует конкретные процессы осуществления разных типов деятельности и многие другие особенности психического развития ребенка.
Говоря о деятельности как достаточно устойчивом, ведущем, т. е. базовом образовании, мы имеем ввиду, прежде всего, становление определенного обобщенного типа ее индивидуальной структуры (так называемой структуры деятельности), а также особенности тех механизмов (факторов), которые наряду со структурой деятельности (либо вопреки ей) регулируют реальный процесс ее осуществления (на данном этапе развития ребенка) и взаимоотношение этих механизмов и структуры деятельности.
Напомним, что структура деятельности характеризует то, какие компоненты деятельности (мотив, цель, объект, операции, продукт, их взаимосвязи) выделены ребенком и детерминируют ее осуществление.
Как показали исследования Непомнящей Н.И., тип индивидуальной структуры деятельности (или уровень ее развития) является достаточно обобщенным образованием, особенно начиная с 6—7 лет, когда происходит становление базовых оснований как осознанных, обобщенных, имеющих личностный характер, психологических образований.
Психолог-исследователь, осуществляя качественный анализ деятельности, соотнося полученные данные с другим материалом, используя ряд экспериментальных методов, получает определенное представление об особенностях психологической структуры деятельности.
Другое по теме:
Исследование по Миссисипской шкале
Миссисипская шкала травматического (боевого) опыта (Т.Кин и др), вариант, адаптированный М.Ш. Магомед-Эми новым . Опросник направлен на измерение интенсивности поеттравматическимх стрессовых реакций, понимаемых в соответствии с диагностич ...
Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей
дошкольного возраста в работах зарубежных психологов
Анализ зарубежных исследований показывает, что можно выделить несколько основных подходов к данной проблеме в соответствии с различными аспектами рассмотрения развития способностей ребенка, и прежде всего интеллектуальных.
В рамках перво ...
Виды творчества и их особенности
Творчество издавна делят на художественное и научное.
Художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художес ...