Проблема диагностики развития деятельности

Как уже говорилось, деятельность по определенным ее показателям мы рассматриваем как одно из базовых оснований личности, которое взаимосвязано с другими базовыми основаниями и детерминирует конкретные процессы осуществления разных типов деятельности и многие другие особенности психического развития ребенка.

Говоря о деятельности как достаточно устойчивом, ведущем, т. е. базовом образовании, мы имеем ввиду, прежде всего, становление определенного обобщенного типа ее индивидуальной структуры (так называемой структуры деятельности), а также особенности тех механизмов (факторов), которые наряду со структурой деятельности (либо вопреки ей) регулируют реальный процесс ее осуществления (на данном этапе развития ребенка) и взаимоотношение этих механизмов и структуры деятельности.

Напомним, что структура деятельности характеризует то, какие компоненты деятельности (мотив, цель, объект, операции, продукт, их взаимосвязи) выделены ребенком и детерминируют ее осуществление.

Как показали исследования Непомнящей Н.И., тип индивидуальной структуры деятельности (или уровень ее развития) является достаточно обобщенным образованием, особенно начиная с 6—7 лет, когда происходит становление базовых оснований как осознанных, обобщенных, имеющих личностный характер, психологических образований.

Психолог-исследователь, осуществляя качественный анализ деятельности, соотнося полученные данные с другим материалом, используя ряд экспериментальных методов, получает определенное представление об особенностях психологической структуры деятельности.

Другое по теме:

Борьба с рассеянностью
Учителю надо различать три вида рассеянности учащихся. Ученик может не слушать объяснений учителя, отвечать невпопад на его вопросы не потому, что невнимателен вообще, а потому что его внимание занять другим, например мыслями о том, что с ...

Рисуночный тест «Деловые ситуации» Н.Г. Хитровой
Тест является модификацией ассоциативно - рисуночного теста Розенцвейга. Автор создала типологию реакций на фрустрацию, которая положена в основу оценки эмоционального поведения личности в напряженных условиях, в ситуации принятия решения ...

Понятие о способностях. Понятие и сущность способностей человека
Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям. Когда мы пы ...