Анализ психологических исследований проблемы детской одаренности. Диагностика детской одаренности
Страница 2

Проблема детской одаренности » Анализ психологических исследований проблемы детской одаренности. Диагностика детской одаренности

Ученые предлагают комплект методик, дающих возможность педагогу самостоятельно выявлять и регулярно отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.

Первая методика направлена на оценку педагогом качеств по следующей системе: низкий уровень

(данное качество не проявляется совсем), уровень ниже среднего

(данное качество проявляется, но достаточно редко), средний уровень

(данное качество в равной степени как проявляется, так и не проявляется), уровень выше среднего

(данное качество проявляется часто, но не всегда), высокий уровень

(качество проявляется всегда). К этим качествам относятся память, внимание, способность к анализу и синтезу, продуктивность, гибкость, оригинальность мышления, перфекционизм (старательность).

К каждому из качеств приведена подробная характеристика.

Например,

память. Способность ребенка быстро запоминать и долгое время удерживать в памяти различную информацию (либо слуховую, либо зрительную, либо двигательную). Например: «Эта птичка похожа на ту, которую мы видели здесь прошлой зимой?» («Маленький компьютер». Здесь и далее в скобках указывается образное название ребенка с высоким уровнем развития того или иного качества).

Также психологами используются игры-упражнения для развития словесно-логического и объемно-пространственного мышления, различные конкурсы на выявление тех или иных признаков одаренности. Например, такие:

«Необычная карусель»

На доске или на листе бумаги рисуется модель карусели с каким-либо словом в центре, например со словом «солнце». Педагог предлагает детям «прокатить» свои слова на карусели, но оговаривает следующее условие: «Прокатить сможет только тот, кто придумает рассказ, связывающий его слово со словом "солнце"».

В конце игры снова происходит обсуждение рассказов, и ребенок, придумавший наиболее интересный рассказ, получает поощрительный приз.

«Я - чертежник»

Оборудование.

Демонстрационная модель призмы или другой геометрической фигуры и раздаточные модели мелких объемных фигур трех-четырех видов.

С детьми проводится беседа, в которой объясняется необходимость выполнения точного чертежа перед тем, как токарю выточить деталь, строителю построить дом и т.д. После этого детям предлагается попробовать себя в роли чертежника и сделать чертеж имеющихся демонстрационных фигур.

В последующей беседе и небольшом экспериментировании (сравнение призмы и прямоугольника) дети и педагог выясняют, что в чертеже должно быть три части: вид сверху (снизу), фас, профиль, - и чертят чертеж данной фигуры.

Затем детям раздаются маленькие несложные фигуры или модели геометрических фигур для самостоятельного исполнения чертежа.

Усложнение 1. Перед детьми ставятся три фигуры, обозначенные цифрами, а у каждого ребенка на столе лежит листочек с номером той фигуры, чертеж которой ему предстоит сделать.

После окончания работы дети меняются своими чертежами. Им предлагается определить номер фигуры, чертеж которой сделал их товарищ.

Усложнение 2. А. На столе у педагога несколько фигур, а на столе у каждого ребенка - чертежи этих фигур. Дети должны определить, какой из фигур соответствует чертеж каждого из них.

Б. «Найди части целого». Перед детьми вывешивается плакат с изображением частей какой-либо фигуры. Внизу нарисована одна из частей. Детям дается задание: «Найдите фигуру, которая при соединении с данной фигурой образует круг (квадрат и т.д.)».

Кульминацией развивающей работы с детьми, по мнению психологов могут служить так называемые конкурсы интеллектуалов.Они дают детям возможность посоревноваться и продемонстрировать родителям методы и приемы развития их интеллектуальных и творческих способностей.

Конкурс интеллектуалов.

Задания детям:

1. «Пояса великих воинов»

Необходимо догадаться, какие узоры могут продолжить узоры, нарисованные на лентах.

2. «Таинственные письмена предков» Вы должны догадаться, какие фигуры стерла вода, и нарисовать их в своих карточках на месте знаков вопроса.

3 «Незаконченные фигурки». Перед вами незаконченные фигурки, ваша задача - их дорисовать.

Это, конечно, далеко не все методы и приемы, которые педагог может использовать в работе по выявлению и развитию одаренности своих воспитанников.

Проблема раннего выявления одаренности встает очень остро, ведь далеко не у всех детей с признаками одаренности может обнаружиться необычный потенциал. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает проблема его диагностики и развития.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Экспериментальное изучение психологических трудностей в обучении учащихся 2 – х классов. Организационно-методическое обеспечение исследования
С целью проверки гипотезы, сформулированной в начале исследования, была проведена опытно-экспериментальная работа. Базой для эксперимента стала МОУ «Гимназия № 1» г. Ульяновска. Экспериментальным был 2 класс в составе 10 человек. Работа п ...

Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения. Психологическая и социальная готовность к школе (соответствующий уровень обводится кружком)
А. Желание учиться в школе 1. Ребенок хочет идти в школу. 2. Особого желания идти в школу пока нет. 3. Идти в школу не хочет. Б. Учебная мотивация 1. Осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или при ...

Рекомендации
На основе полученных результатов был разработан ряд рекомендаций: 1. Для руководителей среднего и нижнегозвена: - для самосознания и изменения своего Я рекомендуем уделять больше внимания и времени применению специальных упражнений и за ...