Методы психодиагностики младших школьников на урокеСтраница 1
Применяя различные методические средства, психолог получает всё более и более точную картину индивидуальных особенностей человека в той мере, в какой это необходимо для выявления и психологической оценки решающего фактора развития. В работе практического психолога роль функциональной пробы могут играть экспериментальные задания, способные актуализировать умственные операции, которыми пользуется ребенок в своей деятельности, его мотивы, побуждающие ту или иную деятельность и др. Приведем пример пробы на определение уровня развития у ребенка способности к обобщению. Детям даются пять столбиков чисел и предлагается выполнить задание: сумма чисел первого столбика равна 55, и нужно быстро найти сумму чисел остальных четырех столбиков:
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
55 ? ? ? ?
Подобные особенности мышления проявляются и в работе школьников с любым учебным материалом. Так, например, третьеклассникам дали 8 карточек, на каждой из которых был напечатан текст пословицы, и предложили объединить пословицы в группы по основному смыслу, заключенному в них.
Одни дети обобщают пословицы по существенному признаку:
Волков бояться - в лес не ходить |
Тут о смелости говорится. Смелый человек. |
Смелость города берет |
Ни волков, ни врагов не боятся |
Дело не медведь – в лес не уйдет. Семеро одну соломинку поднимают |
«Это все о лентяях: они работать не торопятся, а когда начинают работать, то легкое дело все вместе делают, а и один мог бы справиться» |
Семь раз примерь – один отрежь. Поспешишь - людей насмешишь |
«Делать надо все как следует, подумать сначала» |
Семеро одного не ждут кто встал пораньше, ушел подальше |
«Никогда не надо опаздывать» |
Другие дети обобщают по внешнему, лежащему на поверхности признаку: | |
Волков бояться в лес не ходить. Дело не медведь – в лес не уйдет. Семеро одного не ждут. Семь раз примерь – один отрежь. |
Это все про зверей «Эти пословицы одинаковые, здесь везде семь есть». |
Чтобы судить на основании проб об особенностях мышления ребенка, необходимо проанализировать неоднократное выполнение им заданий из разных областей знаний. Математический материал.
Учащимся дается лист бумаги, на котором напечатаны примеры с пропущенными числами. Задание: «вставь пропущенные числа так, чтобы примеры были решены верно». Всего даны три постепенно умножающих столбика примеров (пропущены одно число, два числа, три числа), в каждом столбике примеры одинаковой сложности.
1 |
2 |
3 |
…+3=11 |
4 + 3 +…=17 |
…+…* 2=16 |
…- 8=7 |
18 - 7 -…=4 |
…* 3 -…=11 |
…*4=16 |
7+…- 4=6 |
18 -…* 2=14 |
5+…=19 |
…*3 - 5=13 |
18 -…* 2=14 |
…+…=17 |
…+5- 4=3 |
20 - …+…=17 |
За каждый правильно решенный пример учащийся получит один балл, таким образом, максимальное количество баллов, которое мог бы набрать ученик при выполнении этого задания, равно 15.
Литературный материал.
Другое по теме:
В чем заключаются типичные ошибки при проведении переговоров?
Тяжелые ошибки в обсуждении конфликта:
· партнер выдвигает в качестве ошибки другого собственный промах;
· партнер не выражает полностью свои потребности;
· партнер принимает «боевую стойку»;
· партнер уходит в оборону;
· поведение ...
Сенсорное развитие
Ребенок, пришедший в школу, не только различает цвета, формы, величину предметов и их положение в пространстве, но может правильно назвать предлагаемые цвета и формы предметов, правильно соотнести предметы по величине. Он может также изоб ...
Виды делового общения.
По характеру и содержанию общение бывает формальным (деловое) и неформальным (светское, обыденное, бытовое).
По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.
1.
Устные виды делового общения, в свою очередь, ...