Методы психодиагностики младших школьников на урокеСтраница 1
Применяя различные методические средства, психолог получает всё более и более точную картину индивидуальных особенностей человека в той мере, в какой это необходимо для выявления и психологической оценки решающего фактора развития. В работе практического психолога роль функциональной пробы могут играть экспериментальные задания, способные актуализировать умственные операции, которыми пользуется ребенок в своей деятельности, его мотивы, побуждающие ту или иную деятельность и др. Приведем пример пробы на определение уровня развития у ребенка способности к обобщению. Детям даются пять столбиков чисел и предлагается выполнить задание: сумма чисел первого столбика равна 55, и нужно быстро найти сумму чисел остальных четырех столбиков:
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
55 ? ? ? ?
Подобные особенности мышления проявляются и в работе школьников с любым учебным материалом. Так, например, третьеклассникам дали 8 карточек, на каждой из которых был напечатан текст пословицы, и предложили объединить пословицы в группы по основному смыслу, заключенному в них.
Одни дети обобщают пословицы по существенному признаку:
Волков бояться - в лес не ходить |
Тут о смелости говорится. Смелый человек. |
Смелость города берет |
Ни волков, ни врагов не боятся |
Дело не медведь – в лес не уйдет. Семеро одну соломинку поднимают |
«Это все о лентяях: они работать не торопятся, а когда начинают работать, то легкое дело все вместе делают, а и один мог бы справиться» |
Семь раз примерь – один отрежь. Поспешишь - людей насмешишь |
«Делать надо все как следует, подумать сначала» |
Семеро одного не ждут кто встал пораньше, ушел подальше |
«Никогда не надо опаздывать» |
Другие дети обобщают по внешнему, лежащему на поверхности признаку: | |
Волков бояться в лес не ходить. Дело не медведь – в лес не уйдет. Семеро одного не ждут. Семь раз примерь – один отрежь. |
Это все про зверей «Эти пословицы одинаковые, здесь везде семь есть». |
Чтобы судить на основании проб об особенностях мышления ребенка, необходимо проанализировать неоднократное выполнение им заданий из разных областей знаний. Математический материал.
Учащимся дается лист бумаги, на котором напечатаны примеры с пропущенными числами. Задание: «вставь пропущенные числа так, чтобы примеры были решены верно». Всего даны три постепенно умножающих столбика примеров (пропущены одно число, два числа, три числа), в каждом столбике примеры одинаковой сложности.
1 |
2 |
3 |
…+3=11 |
4 + 3 +…=17 |
…+…* 2=16 |
…- 8=7 |
18 - 7 -…=4 |
…* 3 -…=11 |
…*4=16 |
7+…- 4=6 |
18 -…* 2=14 |
5+…=19 |
…*3 - 5=13 |
18 -…* 2=14 |
…+…=17 |
…+5- 4=3 |
20 - …+…=17 |
За каждый правильно решенный пример учащийся получит один балл, таким образом, максимальное количество баллов, которое мог бы набрать ученик при выполнении этого задания, равно 15.
Литературный материал.
Другое по теме:
Качественные методики исследования
Качественные методы в социологии представляют собой реализацию феноменологического подхода к изучению социологических явлений и процессов.
В данном случае если необходимо рассмотреть определенную рефлексивность субъекта исследования (меж ...
Деятельность как базовое основание
Проблема деятельности волновала ученых как никакая другая. Исследования деятельности проводились как в теоретическом, так и эмпирическом планах и были направлены на изучение как общих вопросов, так и различных конкретных видов деятельност ...
Условия развития внимания у младших школьников. Процесс
развития внимания
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. В первые месяцы жизни для ребёнка характерно только непроизвольное внимание. При этом сначала ребёнок реагирует на внешние раздражители лишь при резкой их смене: при переходе от сумрака ...