Методы психодиагностики младших школьников на уроке
Страница 2

Материалы » Особенности психического развития в младшем школьном возрасте » Методы психодиагностики младших школьников на уроке

Испытуемому даются последовательно три карточки, на которых напечатаны коротенькие рассказы с пропущенным содержанием. Задание: "Здесь написаны начало и конец рассказа, очень коротко дополни его содержание".

Карточки можно предъявить в такой последовательности:

1. Дети пошли в лес. телескоп

…………………….

Поэтому, не дойдя до леса, они бегом бросились домой.

2. Таня зашла за Катей и позвала её гулять.

…………………….

Тогда Таня решила остаться и помочь подруге.

3. Зима наступила неожиданно.

…………………….

"Зимой всегда так красиво," - сказала мама.

Ответы оцениваются определенным количеством баллов:

Дополнение красочное, с элементами воображения – 6.

Дополнение очень лаконичное – 4.

Дополнение логически не связано с концом – 2.

Вообще не может дополнить – 0.

Словесный материал.

Учащимся дается лист бумаги, на котором напечатаны слова с пропущенными буквами. Задание: "Вставь буквы, чтобы получилось слово". Всего даны три постепенно усложняющихся столбика слов (пропущена одна бука, две буквы, три буквы), в каждом столбике - слова одинаковой сложности. Это задание можно выполнять, начиная с любого столбика. За каждое правильно восстановленное слово учащийся также получит один балл, таким образом, максимальное количество баллов, которое может набрать ученик при выполнении этого задания, равно 24.

1

2

3

п … ро

д … р … во

п … л … а

г … ра

з … м … к

с …г … об

п … ле

к … м …нь

в …т … а

р … ка

х … л … д

б … л … он

т … ло

п … с … к

ш … п … а

в … ра

к … з … л

л … н … а

н … га

з … л … нь

з … р … о

л … жа

т … л … га

д … с … а

Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления, психолог должен уметь сочетать собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения тестовых и других объективных методик. Л.С.Выготский специально обращал внимание на то, что установление симптомов автоматически никогда не приводит к диагнозу, что исследователь никогда не должен допускать экономию за счет мыслей, за счет творческого истолкования симптомов.

Методы психодиагностики мышления младшего школьника

Методика 1. Определение понятий.

В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:

Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Перед началом диагностики ребенку предлагается следующая инструкция: “Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного их этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?”

Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранных наугад, из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 секунд. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Карточка психологического обследования первоклассника
Фамилия, имя . . Дата обследования Психологические показатели готовности Оценочные уровни 1. Умственная активность 2. Саморегуляция 3. Фонематический слух 4. Словарное развитие 5. Кратковременная память 6. Умозаключение ...

Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ I . Основные факторы, определяющие формирование у школьников ответственного отношения к окружающей природной среде (По Захлебному А.Н.). Потребности, ценности Идеал отношения и поведения Активная жизненная позиц ...

Приложения
Приложение 1 Таблица №1 Ответы детей контрольной группы на вопросы опросника к диагностической методике изучения уровня самосознания детей старшего дошкольного возраста. № Ф.И. ребенка Ответ 1 Антон Герасимчук + ...