Современные дети и современные игры в зеркале психологии
Страница 1

Материалы » Психологическая сущность игры дошкольника » Современные дети и современные игры в зеркале психологии

Сохранилось ли значение игры как ведущей деятельности у современных дошкольников? Как и во что играют сегодня дети?

Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах в последние годы стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.

Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа.

Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть.

Большинство старших дошкольников играют в игры, основанные на сюжетах из масс-медиа. Это мультфильмы, мыльные оперы, видеоклипы, телевизионные игры типа «Угадай мелодию», «Поле чудес» и т. д. Ничего подобного в детстве родителей и тем более прародителей современных дошкольников не было. Они охотно изображают таких персонажей, как Человек-паук, робот, Черепашка-ниндзя, Последний герой, персонаж из «Зачарованных», собака Рекс и др. Список этих названий изменчив и зависит от того, что смотрели дети по телевизору вчера или в течение последней недели.[15]

Однако при всем кажущемся разнообразии персонажей, в которых играют современные дети, их объединяют схожие черты характера. По единодушному мнению родителей и педагогов, этих героев отличает жестокость и агрессивность. Главное для героя — быть первым, победить или достать как можно больше денег. Такие герои умеют хорошо драться, убивать, добиваться своей цели, не обращая внимания на тех, кто рядом. Они достаточно примитивны и бесчеловечны: это либо роботы, либо мутанты, либо карманные монстры (покемоны), либо гибриды человека и животного (черепашки, пауки). Но во всех случаях человеческое начало в них уходит на второй план, они не совсем люди. При этом все они - положительные герои. И нынешние дети стремятся на них походить (во всяком случае - в играх). Всего 10-15 лет назад главными качествами детских положительных героев были щедрость, доброта, способность жалеть и помогать, наивность и тому подобное. Хотя в играх детей всегда были кровожадные персонажи (враги, злодеи и «кощеи»), было понятно, «кто хороший, а кто плохой». Сейчас эта грань стирается.

Итак, современные дошкольники воспроизводят в своих в играх не профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных или сказочных героев. Сюжеты телесериалов с экранов телевизора прочно вошли в игры наших детей со всеми интимными подробностями. В результате выясняется, что современные дети лучше знакомы с жизнью и отношениями героев фильмов, чем с жизнью окружающих их взрослых. Оторванность сюжетов ролевых игр от жизни близких - свидетельство того, что профессиональная и личная жизнь родителей перестает быть содержанием детских игр (а значит, и детской жизни вообще), как это было в течение многих предыдущих поколений.

Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

Изменения в игровой деятельности, произошедшие за последние десятилетия, заключаются не только в новых экзотических сюжетах, но и в снижении уровня развития ролевой игры. У подавляющего большинства дошкольников она не достигает своей развитой формы и остается на самом низком, примитивном уровне. А ведь игра может способствовать развитию личности и быть ведущей деятельностью только в том случае, если она достигает своего полноценного развития. Примитивная игра детей четырех-шести лет, когда они просто варят суп, возят машинки или одевают кукол, не отождествляясь с ролью и «не оживляя» своих кукол, не оказывает существенного воздействия на развитие личности дошкольника. Только у детей, умеющих «хорошо» играть, эта деятельность является катализатором личностного развитии, способствует становлению самосознания, устойчивых мотивов, инициативности и ответственности, творческого воображения, воли и произвольности.[16]

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Целостный подход в изучении личности
Целостный подход предполагает изучение явлений как в их включенности в систему (системы) всеобщей взаимосвязи, так и реализацию этого во внутренних взаимосвязях, воплощенных в специфических механизмах. Рассматривая целостный подход к изу ...

Виды психологических защит
Внутриличностные защиты возникают в условиях внутриличностной борьбы, которые ведут между собой относительно самостоятельные личностные подструктуры. Это могут быть, например, отдельные желания человека, его умения, предпочтения, самоувер ...

Виды творчества и их особенности
Творчество издавна делят на художественное и научное. Художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художес ...