Особенности развития творческих способностейСтраница 1
Изобразительное творчество дошкольников – это процесс создания субъективно нового (для ребенка) продукта (рисунок, скульптурное изображение, аппликация), в которой малыш вкладывает свои знания, представления, эмоциональное отношение к изображению, применив усвоенные на занятиях под руководством педагога или найденное им самим средство.
Положительное эмоциональное состояние ребенка на занятиях – обязательное условие для развития его творчества.
Детям не безразлично, как относятся к результату их творческой деятельности родители, воспитатели, сверстники. Они стараются вызвать интерес окружающих к изображенному, стремятся показать свою работу.
Интенсивное изучение творческих способностей осуществляется с конца 50-х годов 20 века. Поиски какого-то единого показателя не дали положительных результатов. Выяснилось, что творческие способности во многом зависят от того материала, на основе которого составлено задание. Например, ребенок может достаточно легко и продуктивно фантазировать, комбинируя элементы зрительного образа, однако с трудом составлять слова из букв. Или, если он легко составляет слова из букв, то может с большим трудом придумывать целостные фразы. Эти данные подтвердились и в других исследованиях, когда не было обнаружено связи между способностью к фантазированию на основе зрительного образа и способности к составлению слов. Способность к составлению слов оказалась не связана со способностью придумывать фразы. Также обнаружилось отсутствие связи между способностью к обобщению и способностью к смысловой аналогии.
Отсутствие связей можно объяснить только тем, что каждая мыслительная способность формируется автономно, на специфическом учебном материале и имеет свои психические механизмы развития. Другое исследование показало определенную этапность формирования творческих мыслительных способностей. К примеру, раньше других формируются способности, связанные с творчеством на основе зрительного представления. Это задание доступно уже пятилетним детям. Показателями творческих способностей здесь могут служить: оригинальность рисунков, количество идей, длительность и смысловая завершенность сюжета. К шести годам формируется способность к обобщениям и классификациям. Способность же к аналогиям формируется только к девяти-десяти годам. Среди речевых способностей раньше других формируется способность к словообразованию (7-8 лет), а способность к образованию фраз по заданным свойствам складывается только к 10-11 годам.
Творчески одаренный ребенок обычно рано распознается родителями
и часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких людей нередко раздражает взрослых и вгоняет в краску более социально приспособленных детей. Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребенка, тем более вероятно, что родители и другие члены семьи будут его одергивать и ограничивать.
Творчески одаренный ребенок часто вынужден противостоять значительной социальной группе, неприемлющей отклонений. И учителя и родители стремятся к формированию «разносторонней» личности, но некоторые творчески одаренные дети склонны настолько увлекаться своими особыми интересами и способностями, что поведение их действительно эксцентрично. Многие творчески одаренные, талантливые взрослые, немало сделавшие для науки и искусства, увлекались своей очень узкой сферой познания или творчества и вряд ли могли быть названы разносторонними личностями. Возможно, родители и учителя преувеличивают значение разносторонности применительно к творчески одаренным детям. Бремя приспособления ложится прежде всего на одаренного ребенка, а не разделяется социальной группой к которой ребенок принадлежит.
Другое по теме:
Личность и ее развитие в младшем школьном возрасте. Личностные
изменения ребенка, возникающие при поступлении в школу
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется ...
Субъекты стихийного массового поведения. Публика и
масса
В основе различных форм стихийного массового поведения лежит особая психология.
Субъектом стихийного массового поведения может быть любая, достаточно многочисленная группа людей, выделяющих себя по какому-либо признаку и осознающих свое ...
K2
– психологическое влияние
Никогда не судите о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны.
/ Поль Валери /
Человек – существо общественное, его всегда окружают другие люди и вольно или невольно он вынужден прислушиваться к их мнению и считаться с ним. В ...