Особенности развития творческих способностей
Страница 1

Материалы » Проблема способностей и одаренности у детей » Особенности развития творческих способностей

Изобразительное творчество дошкольников – это процесс создания субъективно нового (для ребенка) продукта (рисунок, скульптурное изображение, аппликация), в которой малыш вкладывает свои знания, представления, эмоциональное отношение к изображению, применив усвоенные на занятиях под руководством педагога или найденное им самим средство.

Положительное эмоциональное состояние ребенка на занятиях – обязательное условие для развития его творчества.

Детям не безразлично, как относятся к результату их творческой деятельности родители, воспитатели, сверстники. Они стараются вызвать интерес окружающих к изображенному, стремятся показать свою работу.

Интенсивное изучение творческих способностей осуществляется с конца 50-х годов 20 века. Поиски какого-то единого показателя не дали положительных результатов. Выяснилось, что творческие способности во многом зависят от того материала, на основе которого составлено задание. Например, ребенок может достаточно легко и продуктивно фантазировать, комбинируя элементы зрительного образа, однако с трудом составлять слова из букв. Или, если он легко составляет слова из букв, то может с большим трудом придумывать целостные фразы. Эти данные подтвердились и в других исследованиях, когда не было обнаружено связи между способностью к фантазированию на основе зрительного образа и способности к составлению слов. Способность к составлению слов оказалась не связана со способностью придумывать фразы. Также обнаружилось отсутствие связи между способностью к обобщению и способностью к смысловой аналогии.

Отсутствие связей можно объяснить только тем, что каждая мыслительная способность формируется автономно, на специфическом учебном материале и имеет свои психические механизмы развития. Другое исследование показало определенную этапность формирования творческих мыслительных способностей. К примеру, раньше других формируются способности, связанные с творчеством на основе зрительного представления. Это задание доступно уже пятилетним детям. Показателями творческих способностей здесь могут служить: оригинальность рисунков, количество идей, длительность и смысловая завершенность сюжета. К шести годам формируется способность к обобщениям и классификациям. Способность же к аналогиям формируется только к девяти-десяти годам. Среди речевых способностей раньше других формируется способность к словообразованию (7-8 лет), а способность к образованию фраз по заданным свойствам складывается только к 10-11 годам.

Творчески одаренный ребенок обычно рано распознается родителями

и часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких людей нередко раздражает взрослых и вгоняет в краску более социально приспособленных детей. Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребенка, тем более вероятно, что родители и другие члены семьи будут его одергивать и ограничивать.

Творчески одаренный ребенок часто вынужден противостоять значительной социальной группе, неприемлющей отклонений. И учителя и родители стремятся к формированию «разносторонней» личности, но некоторые творчески одаренные дети склонны настолько увлекаться своими особыми интересами и способностями, что поведение их действительно эксцентрично. Многие творчески одаренные, талантливые взрослые, немало сделавшие для науки и искусства, увлекались своей очень узкой сферой познания или творчества и вряд ли могли быть названы разносторонними личностями. Возможно, родители и учителя преувеличивают значение разносторонности применительно к творчески одаренным детям. Бремя приспособления ложится прежде всего на одаренного ребенка, а не разделяется социальной группой к которой ребенок принадлежит.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

V2 – привлекательное тело
Чем лучше видна грудь – тем хуже запоминается лицо. Одна из основных задач женщин и мужчин, которую они всегда сознательно или подсознательно пытаются решить, – это привлечение внимания противоположного пола. На решение этой задачи тратя ...

Мотив “дерево”
Гюнтер Хорн отмечает [12], что образы, которые ребенок представляет после задания мотива дерева, можно анализировать одновременно в двух планах - на субъектном уровне и на объектном уровне. На объектном уровне образ дерева символизирует ...

V1 – привлекательное лицо
Что глаз не увидит, то сердце не запомнит. / Французская пословица / Тема красоты неисчерпаема хотя бы потому, что критерии красоты постоянно меняются. Это особенно заметно, если сравнить лица со старых картин, воспевавших идеалы того в ...