Социально-педагогическая программа социализации подростков отклоняющегося поведения.
Страница 1

Материалы » Социализация личности подростков с девиантным поведением посредством социально-культурной деятельности » Социально-педагогическая программа социализации подростков отклоняющегося поведения.

Разработка данной программы, прежде всего, ориентировала нас на рассмотрение понятия отклоняющегося поведения. Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой, асоциальное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.

Отклоняющееся поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормой психического здоровья, права, культуры и морали [14].

Отклоняющееся поведение подразделяется на две большие категории: во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно, правовые. Когда такие проступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезные и наказуемы в уголовном порядке – преступлениями.

Так же говорят о деликвентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска. Потому что:

1. сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогармональных процессов и кончая перестройкой «Я-концепции».

2. противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля – детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушания взрослым уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль еще не сложились и не окрепли;

3. ограниченность и неопределенность социального положения юношества.

Все эти особенности находят свое проявление в таких формах поведения, как употребление алкоголя, наркотических средств, агрессивном и противоправном поведении, суицидах.

Совершению правонарушений и преступлений среди подростков способствует ряд причин:

1. разрушение института семьи, растет число неблагополучных семей, неполных семей;

2. социально-экономический кризис;

3. отсутствие жизненных перспектив, нет возможности трудоустроить подростков, нет права на труд, на выбор профессии;

4. плохая организация досуга среди детей и подростков.

И поэтому наша задача заключается в том, чтобы создать все условия для организации досуговой деятельности подростков. Потому что именно досуг играет особо важную роль в социализации личности подростков.

Затянувшийся социально-экономический кризис в стране, утрата нравственных и духовных ценностей прямо пропорционально отразилась на подрастающем поколении. Об этом свидетельствует рост преступности. Так, за период 1997-98 гг. взрослая преступность возросла в 5,5 раз, а подростковая в 2 раза. Что касается нашей Республики, то по числу преступлений на 1000 жителей в 1996-97 гг. Бурятия занимала четвертое место среди регионов Российской Федерации и третье место по подростковой преступности после Чукотки и Магаданского края.

Крайне тяжелое положение сложилось в поселке Загорск. Большая часть жителей, проживающих в нем, работает на авиазаводе, который находится сегодня в трудном экономическом положении.

Длительное время рабочие находятся в административных отпусках, подолгу не получая заработную плату. Многие родители, пытаясь уйти от проблем, находят выход в пьянстве, отсюда возрастает число асоциальных семей, а страдают, прежде всего, дети. Материальная бедность, отсутствие контроля со стороны родителей толкают детей на улицу. Такие семьи нередко являются поставщиками детей с асоциальным поведением.

Отсутствие специально предназначенных мест для общения, условий для самореализации личности в сфере досуга вызывает усиление асоциальной и противоправной форм поведения. Идет коммерциализация досуга. Многие кружки, секции становятся платными, а поэтому недоступными для многих. Сократилось число детских клубов и внешкольных учреждений по месту жительства, и причинами этому являются отсутствие финансирования и нехватка специалистов в данной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Развитие познавательных процессов у младших школьников
Развитие восприятия. Восприятие – процесс приема и переработки младшим школьником различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Этот процесс завершается формированием образа. Хотя дети приходят в школу с достаточно развит ...

Слухи как условие существования толпы
Одним из важнейших условий формирования и функционирования действующей толпы являются слухи. Слухи — это сообщение о событиях, еще никем не подтвержденных, исходящее от одного или нескольких лиц и передающееся в массе людей от одного к др ...

Вопросы студентам
1. Как вы считаете, почему необходимо изучать проблему женского лидерства? 2. Какие роли выполняет женщина в жизни? 3. Как вы думаете, может ли женщина успешно совмещать роли жены, матери, руководителя фирмы? 4. Насколько изучена в нас ...