Социально-педагогическая программа социализации подростков отклоняющегося
поведения.Страница 1
Разработка данной программы, прежде всего, ориентировала нас на рассмотрение понятия отклоняющегося поведения. Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой, асоциальное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.
Отклоняющееся поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормой психического здоровья, права, культуры и морали [14].
Отклоняющееся поведение подразделяется на две большие категории: во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно, правовые. Когда такие проступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезные и наказуемы в уголовном порядке – преступлениями.
Так же говорят о деликвентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска. Потому что:
1. сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогармональных процессов и кончая перестройкой «Я-концепции».
2. противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля – детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушания взрослым уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль еще не сложились и не окрепли;
3. ограниченность и неопределенность социального положения юношества.
Все эти особенности находят свое проявление в таких формах поведения, как употребление алкоголя, наркотических средств, агрессивном и противоправном поведении, суицидах.
Совершению правонарушений и преступлений среди подростков способствует ряд причин:
1. разрушение института семьи, растет число неблагополучных семей, неполных семей;
2. социально-экономический кризис;
3. отсутствие жизненных перспектив, нет возможности трудоустроить подростков, нет права на труд, на выбор профессии;
4. плохая организация досуга среди детей и подростков.
И поэтому наша задача заключается в том, чтобы создать все условия для организации досуговой деятельности подростков. Потому что именно досуг играет особо важную роль в социализации личности подростков.
Затянувшийся социально-экономический кризис в стране, утрата нравственных и духовных ценностей прямо пропорционально отразилась на подрастающем поколении. Об этом свидетельствует рост преступности. Так, за период 1997-98 гг. взрослая преступность возросла в 5,5 раз, а подростковая в 2 раза. Что касается нашей Республики, то по числу преступлений на 1000 жителей в 1996-97 гг. Бурятия занимала четвертое место среди регионов Российской Федерации и третье место по подростковой преступности после Чукотки и Магаданского края.
Крайне тяжелое положение сложилось в поселке Загорск. Большая часть жителей, проживающих в нем, работает на авиазаводе, который находится сегодня в трудном экономическом положении.
Длительное время рабочие находятся в административных отпусках, подолгу не получая заработную плату. Многие родители, пытаясь уйти от проблем, находят выход в пьянстве, отсюда возрастает число асоциальных семей, а страдают, прежде всего, дети. Материальная бедность, отсутствие контроля со стороны родителей толкают детей на улицу. Такие семьи нередко являются поставщиками детей с асоциальным поведением.
Отсутствие специально предназначенных мест для общения, условий для самореализации личности в сфере досуга вызывает усиление асоциальной и противоправной форм поведения. Идет коммерциализация досуга. Многие кружки, секции становятся платными, а поэтому недоступными для многих. Сократилось число детских клубов и внешкольных учреждений по месту жительства, и причинами этому являются отсутствие финансирования и нехватка специалистов в данной деятельности.
Другое по теме:
Психологические барьеры общения
Причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех ил ...
Описание результатов исследования
Результаты опросника «Автономность - зависимость» (автор Прыгин Г.С.)
Таблица 1. Результаты выявления типа субъектной регуляции студентов
Тип субъектной регуляции
Количество студентов
Средний балл
Автономность
40
12, ...
Выводы
Полученные данные позволяют нам сделать некоторые выводы.
1. В представлениях себя другим человек часто «примеривал» образы, жизни героев. Респонденты видят в героях культурных текстов качества, присутствующие у себя, хотят позаимствоват ...