Физиологические основы психики человека
Страница 3

Материалы » Концепции развития психики » Физиологические основы психики человека

Эта теория говорит о том, что психические и физиологические процессы играют важную роль в регуляции поведения. Более того, поведение в принципе невозможного без одновременного участия психических и физиологических процессов.

6. Учение Н.А. Бернштейна об участии психики в регуляции движений.

Схема осуществления механизмов движения была названа Бернштейном схемой рефлекторного кольца. Эта схема основана на принципе сенсорных коррекций и является его дальнейшим развитием.

Из моторного центра в мышцу поступают эффекторные команды. От рабочей точки мышцы идут афферентные сигналы обратной связи в сенсорный центр. В Ц.Н.С. происходит переработка поступившей информации, т.е. перешифровка ее в моторные сигналы коррекции, после чего сигналы вновь поступают в мышцу. Получается кольцевой процесс управления.

С наличием большего количества элементов рефлекторное кольцо функционирует следующим образом. В программе записаны последовательные этапы сложного движения. В каждый конкретный момент отрабатывается какой-то частичный элемент, соответствующая программа запускается в задающий прибор. Из задающего прибора сигналы поступают на прибор сличения. На тот же блок от рецептора приходят сигналы обратной связи, сообщающие о состоянии рабочей точки. В приборе сличения эти сигналы сравниваются, и на выходе из него получаются сигналы рассогласования между требуемым и фактическим положением вещей. Далее они попадают на блок перешифровки, оттуда выходят сигналы коррекции, которые через промежуточные инстанции попадают на эффектор.

Помимо рефлекторного кольца Берштейн выдвинул идею об уровневом построении движений. В зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Так были выделены уровни спинного и продолговатого мозга, уровень подкорковых центров, уровень коры. Каждому уровню соответствует свой класс движений.

Уровень А – филогенетический самый древний не имеет самостоятельного значения. Отвечает за тонус мышц. На этот уровень поступает информация о степени напряжения мышц и информация от органов равновесия.

Уровень В – уровень синергий. Замкнут на пространство тела. Берет на себя задачу внутренней координации сложных двигательных ансамблей. Собственные движения: потягивание, мимика.

Уровень С – уровень пространственного поля. Поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т.е. информация о внешнем пространстве.

К движениям данного уровня относятся все переместительные движения.

Уровень Д – уровень предметных действий. Отвечает за организацию действий с предметами. Движения представлены как действия. В них не фиксирован двигательный состав, а задан лишь конкретный результат.

Уровень Е – уровень интеллектуальных двигательных актов. Речевые движения, движения письма, движения символической или кодированной речи. Движения определяются вербальным смыслом.

Рассматривая построение движений Берштейн делает выводы:

1. В организации движений участвуют, как правило сразу несколько уровней.

2. Одно и тоже движение может строиться на разных ведущих уровнях.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Методика «Диагностика направленности руководителя» А.А. Ершова
Тест конкретных ситуаций разработан и апробирован психологом труда А.А. Ершовым. По его мнению, связь между личностными характеристиками и эффективностью деятельности опосредуется такими социально-психологическими факторами, как позиция л ...

V4 – привлекательный запах
Девушка, от Вас так приятно пахнет. Что Вы пили сегодня? Запахи имеют очень большое значение в жизни человека, но те, кто специально не интересуются этим вопросом, часто недооценивают их значение. Известный немецкий философ и социолог, о ...

Нарративный анализ
Нарративный анализ личности - это анализ жизненных историй. В нашем смыслонарративном анализе цель нарративного повествования - трансформация личности нарратора. В нарративе мы выделяем три типа исторических форм: 1) нарратив страдания, м ...