Физиологические основы психики человека
Страница 2

Материалы » Концепции развития психики » Физиологические основы психики человека

Принцип торможения.

Если во время действия условного раздражителя начнет действовать новый посторонний раздражитель, то условный рефлекс затормозится – внешнее торможение.

Если условный раздражитель несколько раз подряд не подкрепляется безусловным раздражителем, то этот условный раздражитель перестает вызывать условный рефлекс – внутреннее торможение.

Принцип генерализации и концентрации возбуждения в коре больших полушарий выражается в том, что всякий условный раздражитель дает в начале генерализованное возбуждение, которое, затем начинает концентрироваться в определенных участках коры.

Закон взаимной индукции.

Если один участок коры находится в состоянии возбуждения, то в других участках коры, функционально с ним связанных, возникает торможение; и наоборот.

4. Основные функциональные блоки мозга в теории А.Р. Лурия.

А.Р. Лурия предложил выделить анатомически относительно автономные блоки головного мозга, обеспечивающие функционирование психических явлений.

Первый блок предназначен для поддержания определенного уровня активности. Он включает ретикулярную формацию ствола мозга, глубинные отделы среднего мозга, структуры лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобной и височной долей. Второй блок связан с познавательными психическими процессами и предназначен для процессов получения, переработки и хранения информации. Состоит из участков коры головного мозга, которые в основном располагаются в задних и височных отделах больших полушарий. Третий блок обеспечивает функции мышления, поведенческой регуляции и самоконтроля. Структуры, входящие в данный блок, находятся в передних отделах коры головного мозга.

5. Модель функционирования системы по Анохину.

А.П. Анохин предложил свою концепцию регуляции поведенческого акта. Суть данной концепции заключается в том, что человек не может существовать изолированно от окружающего мира. Он постоянно испытывает воздействие определенных факторов окружающей среды. Воздействие внешних факторов – обстановочная афферентация. Одни воздействия для человека несущественны, другие – вызывают у него ответную реакцию. Эта ответная реакция носит характер ориентировочной реакции и является стимулом для проявления активности.

Все воздействующие на человека объекты и условия деятельности воспринимаются человеком в виде образа. Этот образ соотносится с информацией, хранящейся в памяти и мотивационными установками человека. Причем процесс сопоставления осуществляется через сознание, что приводит к возникновению решения и плана поведения.

В Ц.Н.С. ожидаемый итог действий представлен в виде своеобразной нервной модели – акцептором результата действия. Акцептор результата действия – это цель, на которую направлено действие. При наличии акцептора действия и программы действия, начинается непосредственное исполнение действия. При этом включается воля, а также процесс получения информации о выполнении поставленной цели. Информация о результатах действия имеет характер обратной связи и направлена на формирование установки по отношению к выполняемому действию. Поскольку информация проходит через эмоциональную сферу, она вызывает определенные эмоции, влияющие на характер установки. Если эмоции носят положительный характер, то действие прекращается. Если эмоции негативны, то в выполнение действия вносятся коррективы.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Содержание и структура восприятия музыкального произведения
В музыкальной психологии сложилось несколько направлений, изучающих процессы музыкального восприятия. Одним из самых глубоко разработанных направлений является поиск "зерна" восприятия, раскрывающего специфику восприятия музыки. ...

Методика для психологической диагностики МПЗ (индекс жизненного стиля – LSI).
В области защитных механизмов первостепенную роль изначально отводили проективным методам исследования. При этом наиболее серьезное изучение возможностей измерения проводилось с помощью методики Роршаха. Однако, учитывая, что с помощью пр ...

Эмоциональные процессы и образования в психике человека
Эмоции, чувства, воля и психические состояния придают миру психических явлений насыщенность и различные оттен­ки, а психические образования (знания, навыки, умения) на­сыщают его сложным и многогранным содержанием. ...