Физиологические основы психики человека
Страница 2

Материалы » Концепции развития психики » Физиологические основы психики человека

Принцип торможения.

Если во время действия условного раздражителя начнет действовать новый посторонний раздражитель, то условный рефлекс затормозится – внешнее торможение.

Если условный раздражитель несколько раз подряд не подкрепляется безусловным раздражителем, то этот условный раздражитель перестает вызывать условный рефлекс – внутреннее торможение.

Принцип генерализации и концентрации возбуждения в коре больших полушарий выражается в том, что всякий условный раздражитель дает в начале генерализованное возбуждение, которое, затем начинает концентрироваться в определенных участках коры.

Закон взаимной индукции.

Если один участок коры находится в состоянии возбуждения, то в других участках коры, функционально с ним связанных, возникает торможение; и наоборот.

4. Основные функциональные блоки мозга в теории А.Р. Лурия.

А.Р. Лурия предложил выделить анатомически относительно автономные блоки головного мозга, обеспечивающие функционирование психических явлений.

Первый блок предназначен для поддержания определенного уровня активности. Он включает ретикулярную формацию ствола мозга, глубинные отделы среднего мозга, структуры лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобной и височной долей. Второй блок связан с познавательными психическими процессами и предназначен для процессов получения, переработки и хранения информации. Состоит из участков коры головного мозга, которые в основном располагаются в задних и височных отделах больших полушарий. Третий блок обеспечивает функции мышления, поведенческой регуляции и самоконтроля. Структуры, входящие в данный блок, находятся в передних отделах коры головного мозга.

5. Модель функционирования системы по Анохину.

А.П. Анохин предложил свою концепцию регуляции поведенческого акта. Суть данной концепции заключается в том, что человек не может существовать изолированно от окружающего мира. Он постоянно испытывает воздействие определенных факторов окружающей среды. Воздействие внешних факторов – обстановочная афферентация. Одни воздействия для человека несущественны, другие – вызывают у него ответную реакцию. Эта ответная реакция носит характер ориентировочной реакции и является стимулом для проявления активности.

Все воздействующие на человека объекты и условия деятельности воспринимаются человеком в виде образа. Этот образ соотносится с информацией, хранящейся в памяти и мотивационными установками человека. Причем процесс сопоставления осуществляется через сознание, что приводит к возникновению решения и плана поведения.

В Ц.Н.С. ожидаемый итог действий представлен в виде своеобразной нервной модели – акцептором результата действия. Акцептор результата действия – это цель, на которую направлено действие. При наличии акцептора действия и программы действия, начинается непосредственное исполнение действия. При этом включается воля, а также процесс получения информации о выполнении поставленной цели. Информация о результатах действия имеет характер обратной связи и направлена на формирование установки по отношению к выполняемому действию. Поскольку информация проходит через эмоциональную сферу, она вызывает определенные эмоции, влияющие на характер установки. Если эмоции носят положительный характер, то действие прекращается. Если эмоции негативны, то в выполнение действия вносятся коррективы.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Особенности положения мужчины
Мало кто говорит о том, что бывшие мужья зачастую оказываются в еще более сложном положении, чем бывшие жены. Ведь если женщину, ушедшую от мужа, принято в какой-то мере жалеть и поддерживать, то разведенный мужчина такое сочувствие получ ...

Анализ психологических взглядов Иоанна Дамаскина. Анализ взглядов Иоанна Дамаскина на познавательную, эмоциональную и поведенческую сферы
Прежде чем анализировать психологические взгляды какого-либо философа, необходимо понять критерий психологического знания, то есть по какому основанию мы будем выделять именно психологическое содержание из философского. Здесь возможны раз ...

Методы психодиагностики младших школьников на уроке
Применяя различные методические средства, психолог получает всё более и более точную картину индивидуальных особенностей человека в той мере, в какой это необходимо для выявления и психологической оценки решающего фактора развития. В рабо ...