Результаты исследования
Страница 1

После обработки и интерпретации полученных с помощью этой методики

данных нам удалось определить уровень тревожности каждого ребенка, участвующего в исследовании. Общий индекс тревожности детей показан на гистограмме №1.

Гистограмма №1

Как видно из диаграммы большинство единственных (50%) и вторых (70%) детей имеют средний индекс тревожности, а первые дети (60%) высокий индекс тревожности. Такие дети во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность. Их интересовало, что записывает психолог, не узнают ли о результатах теста родители или воспитатели, как отвечают другие дети и правильно ли отвечают они сами. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, например у них учащалось дыхание, потели ладони. Некоторые дети отказывались от тестирования и лишь после долгих уговоров, что это не страшно и не больно, согласились на диагностику, если с ними рядом будет присутствовать ребенок из той же, что и они сами, группы дошкольного учреждения. В ходе диагностики высокотревожные дети нередко выбирали рисунок, на котором было изображено грустное лицо. Отвечая на вопрос психолога «Почему?», они чаще всего говорили: «Потому что его ругают», «Потому что ее наказали», «Из-за того, что мама любит сестру, а не ее», «Потому что его все бросили и он один», «Потому что он плохой».

Далее мы посмотрим на индексы тревожности детей, которые показывают двусмысленные рисунки, которые несут основную проективную нагрузку. Это такие рисунки, как ребенок и мать с младенцем, одевание, игнорирование, еда в одиночестве, укладывание спать в одиночестве, умывание, уборка игрушек. Т.е. то, какой эмоциональный смысл придает им ребенок, указывает на его мироощущение и нормальный или травмирующий опыт общения. Результаты показаны в гистограмме №2, где ИТ – индекс тревожности.

Гистограмма №2

Результаты исследования показывают на то, что большинство единственных детей (60%) имеют средний индекс тревожности, большинство вторых детей (50%) – низкий, а большинство первых детей (60%) – высокий индекс тревожности.

Можно сделать вывод о том, что первенцы, в таких ситуациях имеют травмирующий опыт, и следовательно у них повышенная тревожность.

Далее рассмотрим на индексы тревожности детей в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок-ребенок»:

Гистограмма №3

Как видно из гистограммы №3, большинство единственных детей (80%) и первых детей (60%) с высоким индексом тревожности, а в группе детей, которые родились вторыми по 40% детей со средним и высоким индексом тревожности. Отсюда можно сделать вывод, о том, что ситуациях, когда ребенок взаимодействует с ребенком, единственные дети тревожатся больше, т.к. они не привыкли к конкуренции, они привыкли быть единственными и не как иначе, поэтому во взаимодействии с другими детьми их тревожность резко возрастает.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Психологические предпосылки повышенной уязвимости одаренных детей
Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за нескольки ...

Антропологические взгляды Иоанна Дамаскина
Начнем с рассмотрения антропологических взглядов Иоанна Дамаскина. В учении о составе природы человека он без каких-либо колебаний придерживается дихотомии: человек имеют двоякую природу, состоящую из души и тела. Как было сказано выше, м ...

Тренинговые методы работы с младшими школьниками
Основными тренинговыми методами для работы с младшими школьниками - являются игровые методы. Они заключают в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно - деятельностные, имитационные. Игра может использоваться и к ...