Роль музыки в пренатальном воспитании
Страница 1

Материалы » Гуманные отношения в пренатальном развитии » Роль музыки в пренатальном воспитании

Массив научной литературы, посвященный пренатальному обучению, стал формироваться в начале прошлого века. Врачи описывали реакции плода на звук автомобильного сигнала и музыку, проявляющиеся в виде учащенного сердцебиения и двигательной активности. Свой вклад в развитие этой отрасли знания внесли также исследования в сопряженных областях, неврологии и физиологии. В 1960г. исследования д-ра Ли Салк /Lee Salk / было доказано, что новорожденные сохраняют воспоминания о событиях в то время, когда они находились в матке, например, о сердцебиении матери; эти данные получили подтверждение в работах д-ра Де Каспера /De Casper/, Муроока /Murooka/ и других. Звук представляет собой активный действующий фактор во чреве матери с момента зачатия. Все в лоне матери пульсирует жизнью; можно слышать постоянный звук сокращения сердца и аорты матери, звуки, сопровождающие ее пищеварение, дыхание и амниотическое дыхание через рот плода.

Исследования, проведенные д-ром Энтони де Каспером, Файфером /Fifer/ и другими учеными в 70-х годах, показали, что новорожденные дети могут распознавать голос своей матери и отдавать ему предпочтение в сравнение с другими голосами всего через несколько минут после своего появления на свет. Ультразвуковые приборы и сложные приспособления для внутриматочной регистрации дали возможность замерить интенсивность звука, который слышит плод, фильтрующий эффект жидкости, находящийся внутри плодного пузыря и ряд других показателей. На основании полученных результатов стала формироваться картина практического использования звуковых сигналов.

Для стимулирования жизни, протекающей в лоне материнского организма, в течение последних двадцати лет было разработано несколько музыкальных программ, и работа в этом направлении продолжается. Некоторые программы были разработаны психологами, другие - терапевтами, специализирующимися на лечении музыкой, и музыкальными педагогами. "Сердечная программа" представляет собой программу ранней пренатальной стимуляции, разработанную д-ром Брентом Логаном /Brent Logan/, специалистом в области эволюционной психологии, пионера нейро-генетического направления исследований и директором Института раннего обучения в США. Программа записана на шестнадцати аудиокассетах, называемы "Беби-кассеты"; будущая мать вставляет их в проигрыватель, укрепленный в поясе вокруг живота, и проигрывает их в течение двух часов ежедневно, начиная с середины беременности. Кассеты начинаются с записи нормального сердцебиения матери, затем звукоряд становится более сложным и включает 36 вариантов сердечного ритма. Д-р Логан считает, что таким образом пренатальные младенцы подготавливаются к последующему обучению, основанному на главных ритмах окружающей среды. Первые младенцы, прошедшие обучение по этой программе, появились на свет в 1987г., результаты эксперимента документально подтверждены. У этих детей высокий коэффициент умственного развития, они проявляют склонность к творчеству, способность к межличностным отношениям, отличаются стабильностью характера и опережающим физическим развитием. Несмотря на такие замечательные результаты, ценность этой программы считается сомнительной, некоторые ученые считают, что она влияет на нашу генетическую копию. С точки зрения Ж. Уитвелл, размещение какого-либо оборудования на животе будущей матери не всегда оправдано. В этом случае используется механическое оборудование, и отсутствие человеческого взаимодействия приводит к дегуманизации обучения, как если бы мы посадили ребенка перед экраном телевизора и ожидали, что он при этом усвоит положительные человеческие ценности. Она считает, что тех же преимуществ можно достичь в процессе живого взаимодействия матери и супружеской пары с музыкой, в этом случае положительный эффект будет более явно выражен, ибо имеет место внутренняя связь с ребенком.

В 1989 г. Лорна Земке /Lorna Zemke/ разработала программу для супружеских пар, ожидающих ребенка. Ее курс "Музыка для нерожденного ребенка" предназначен для обоих родителей, с тем чтобы помочь им установить контакт со своим ребенком во время беременности. Цикл из шести уроков состоит из еженедельных занятий, проводимых в последние три месяца беременности. Занятия включают народные песни, колыбельные, некоторые движения, релаксацию и игру на инструментах.

Гинекологом Рене Ван де Карр /Rene Van de Carr/ совместно с д-ром Марком Лерером /Marc Lehler/ в 1983 г. была подготовлена программа пренатального обучения, которая заменила обучение в Пренатальном университете, созданном в 1979 г. Родители стимулировали плод и реагировали на движения своего нерожденного ребенка. Д-ром Ван де Карр было установлено, что при стимулировании в мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов. Таких младенцев, прошедших пренатальную стимуляцию, обычно характеризуют, как живых, обладающих повышенными адаптационными способностями, социально ориентированных, с опережающим физическим и речевым развитием.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Неосознаваемые формы высшей нервной деятельности. (краткий анализ литературы по теме).
В условиях обычной жизни на человека постоянно действует масса внешних раздражителей. По мере взросления конфликт между потребностями индивида и нуждами группы становятся внутренними, образуя между собой в мозгу ассоциации, временные связ ...

Проблема самосознания в психологии. Особенности самосознания у детей старшего дошкольного возраста
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Ананьева Б.Г., Божович Л.И., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С ...

Какие причины возникновения конфликтов можно отнести к личностным?
«Две души живут в моей груди .» Где бы ни жили души, о которых писал Гете, поэт видел, что конфликт может бушевать и внутри человека. Этот тип конфликта не соответствует определению, данному выше. Однако, его потенциальные дисфункциональн ...