Роль музыки в пренатальном воспитании
Страница 2

Материалы » Гуманные отношения в пренатальном развитии » Роль музыки в пренатальном воспитании

Прохождение такого важного этапа в пренатальном обучении, как установление пренатального контакта между матерью и младенцем, упрощается с помощью музыки. Пение позволяет обучать младенца, которого мать носит под сердцем, особенно если она поет колыбельные и песни, передающие ему любовь и готовность встречи с ним. Это двусторонний процесс, в котором у матери и малыша формируется глубокая привязанность, развивается доверие, чувство безопасности и ощущение причастности. Такой контакт способствует развитию форм общения, уверенности, создает чувство эмоциональной защищенности. Это основной и самый действенный принцип человеческих отношений, из которого развивается все остальное. В зависимости от тех эмоций, которые испытывала мать во время беременности, самыми ранними ощущениями плода в утробе матери и более поздними эмоциями, испытанными малышом в жизни, могут стать чувство плохого или хорошего, комфорта или дискомфорта, удовольствия или боли, ощущение того, желанный ты ребенок или нет. Потребность в любви с самого начала жизни человека неоспорима, и ее недостаток отражается на всех нас (в качестве одного из примеров этого можно назвать вспышки насилия, появляющиеся в разных странах мира). Основанная на любви привязанность устанавливается только в результате частых и регулярных контактов с младенцем.

Мишель Оден /Michel Odent/, французский гинеколог, считает, что у женщин существует глубокая потребность петь для своих детей, и что этому процессу мешают медицинские процедуры во время родов. На основании наблюдений Мари-Луизы Аучер сделаны выводы о важной роли звука в пренатальном воспитании. Работая в "поющем" родильном доме Мишеля Одена, она проводила занятия по хоровому пению, которые посещали будущие отцы и матери. Аучер считает, что "хоровое пение" улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, которая впоследствии производит на свет здоровых и спокойных ребятишек, способных быстр и легко адаптироваться в самых разных ситуациях. Последнее - признак устойчивого психического равновесия, качество огромной важности для мира, в котором они будут существовать.

В прошлом женщины во всем мире пели своим детям колыбельные, в последние годы эта традиция предана забвению. Колыбельные имеют большое значение не только из-за своей эмоциональной наполненности, но еще и потому, что в утробе матери ребенок получает первые уроки языка. Интонации родного языка передаются главным образом через пение, обладающее более широким частотным спектром, чем разговорный язык. Музыка и язык имеют ряд общих элементов: высоту тона, тембр, интенсивность и ритм, по этой причине музыка подготавливает ухо, тело и мозг к восприятию, обобщению и воспроизведению звуков языка. Поэтому музыку можно считать неким долингвистическим языком, который создает почву для обучения и стимулирует наше формирование в различных его аспектах. Важно, что в далекие времена речь представляла собой песню, и, следовательно, пение появилось раньше речи. Этот факт находит свое подтверждение в таких дисциплинах, как филология и музыковедение. Ребятишки, появившиеся на свет от глухих матерей, были лишены этих важных первых уроков по развитию языка. Следует заметить, что находящийся в матке младенец слышит голос матери с некоторыми искажениями, а другие доносящиеся извне голоса заглушены еще сильнее, особенно это касается звуков высокой частоты. Д-р Траби /Truby/ отмечал, что после шести меряцев плод двигается в соответствии с ритмом материнской речи. Плод начдрает изучать язык, находясь в матке. Он установил, что голосовая спектрограмма первого плача младенца в возрасте 28 недель уже соответствует интонациям, ритмам и другим речевым характеристикам матери /Уитвелл Ж., 2001/.

В России также существуют методы пренатального воспитания. Одним из них является "Сонатал" /1984/ - метод оптимизации психофизиологического развития плода посредством активного музыкального воздействия, разработанный руководителем лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии МЗ РФ Михаилом Лазаревым. Метод "Сонатал" заключается в том, что беременная женщина поет в течение дня определенные, специально написанные песни, производя при этом ряд движений и визуализируя свои ощущения на рисунке.

Все мамы, пройдя этот метод, отмечали близкую духовную связь с ребенком, повышение его музыкальности, доминирование положительных эмоций и повышение общей творческой активности детей. Разработанный метод дает возможность обнаружить элементарные формы эмоциональных реакций и их связь с двигательными, а следовательно, с дыхательными реакциями плода. Из этого вытекает, что уже в пренатальном возрастном периоде можно воздействовать на три сферы жизнедеятельности плода (двигательную, эмоциональную, дыхательную, и даже управлять их развитием. Найден способ, позволяющий естественным образом воздействовать на развитие плода. Таким способом оказалось музыкальное (звуковое) воздействие в виде вокально-речевой деятельности мамы, а также в виде прослушивания музыкальных (звуковых) программ. Полученные данные позволяют разработать программы обучения будущих матерей навыкам формирования здоровья ребенка.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Программа самосовершенствования в нашей школе
Программа самосовершенствования ориентирована на учащихся 9- 11х классов. Программа строится по принципу самозаказа гимназиста. Каждый гимназист- старшеклассник определяет для себя рубежи выполнения программ. Направления деятельности ...

Сущность и своеобразие памяти
Память — это психический процесс запечатления, сохране­ния и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти, у него формируются предста ...

Функции самоотношения
Система самоотношений полифункциональная. Также в представлении самоотношения следующие функции: I. Функция "зеркала" (отображения себя). Человек со способом своей жизнедеятельности не только отражается в сознании окружающих, н ...