Процессы памяти
Страница 1

При выделении различных видов памяти имеются в виду некоторые устойчивые свойства и стороны, характеризующие память независимо от того, какую конкретную функцию выполняет она в деятельности: закрепления, сохранения или актуализации материала.

Но, кроме видов памяти, выделяют еще ее процессы. При этом в качестве основания рассматривают именно различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К процессам памяти относят запоминание (закрепление), воспроизведение (актуализацию, возобновление), а также сохранение и забывание материала. В указанных процессах особенно ярко обнаруживается связь памяти с деятельностью, а также ее самостоятельных (мнемических) действий [13].

Хотя при сопоставлении процессов памяти бросается в глаза, противоположная их функциональная направленность, эти процессы необходимо рассматривать в единстве. Единство сказывается не только в очевидной их внешней связи и взаимной обусловленности (характеристики воспроизведения материала, во многом определяются особенностями его запоминания, а также сохранения, забывания), но и в более тесных отношениях взаимного проникновения и диалектических переходов одного процесса в другой.

Вся память представляет собой многосложный, но единый и непрерывный процесс. Невозможно представить себе такое состояние сознания, чтобы оно обходилось без памяти.

Деятельность памяти начинается с запоминания

, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. Это необходимое условие обогащения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на органы чувств человека. Запоминание определяется мотивами, целями, и способами деятельности личности [1].

От успешности запоминания учебного материала во многом зависят достижения в учебной деятельности старшего дошкольника.

Непроизвольное запоминание

совершается без заранее поставленной цели запомнить, протекает без волевых усилий, как бы само собой. Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним. Человек непроизвольно запоминает полно и прочно, иногда на всю жизнь, то, что имеет для него особенно важно жизненное значение, что вызывает у него интерес и эмоции. Непроизвольное запоминание будет тем продуктивнее, чем более заинтересованно отнесется человек к выполняемой задаче.

Произвольное

запоминание

характеризуется наличием сознательной цели – запомнить материал. Для этого организуется процесс заучивания, используют специальные приемы, способствующие запоминанию: выделение основных мыслей, составление плана, повторение. Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы – побуждающие запоминать.

По характеру связей лежащих в основе памяти запоминание делится на механическое и осмысленное. Механическое запоминание

– это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения. Осмысленное

запоминание основано на установлении смысловых связей нового с уже известным материалом и между частями данного материала [14].

Непроизвольное запоминание, оставаясь более продуктивным у детей дошкольного и младшего школьного возраста, постепенно теряет свое преимущество у учащихся средних классов и у взрослых, произвольное запоминание которых становится более продуктивным. Эти изменения в соотношении продуктивности непроизвольного и произвольного запоминания объясняются сложными связями между познавательными и мнемическими (таких действий, основной целью которых будет само запоминание) действиями в процессе их формирования. Произвольное запоминание достигает максимальной продуктивности в условиях, когда понимание материала может быть целиком подчинено выполнению мнемической задачи. На непроизвольное запоминание следует ориентироваться при изучении нового материала, а мнемическую задачу ставить на этапе его закрепления. Таким образом, важным моментом в руководстве запоминания знаний является выделение и дифференциация познавательных и мнемических задач.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Диагностика и развитие творческих способностей
Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческих способностей, является дискуссия о подходах к диагностике креативности. 1. Творческие способности относятся к типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, оттал ...

Формы суицидальной активности
1. Суицидальные мысли; 2. Суицидальные тенденции; 3. Суицидальная готовность; 4. Суицидальные попытки; 5. Завершенный суицид. [29] Из-за того что С.А. изучалась первоначально в суицидологии, на эту активность следует обратить должное ...

Особенности теории агрессии и подражания. Фрустрационная теория агрессии Н. Миллера и Д. Долларда
В конце 1930-х годов была сформулирована ставшая впоследствии широко известной в психологической науке гипотеза фрустрации - агрессии. Ее авторами являются Н. Миллер, Д. Доллард, М. Дуб, Д. Маурер и Р. Сиэрс. Интересно отметить, что, по ...