Процессы памяти
Страница 2

Сохранение

удержание

заученного в памяти, т.е. сохранение следов и связей в мозгу. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.

Забывание

– выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации, затормаживания связей. Эти два процесса противоположные по характеру, представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала в памяти говорится тогда, когда нет его забывания, а забывание – это плохое сохранение материала в памяти. Поэтому сохранение – не что иное, как борьба с забыванием. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека а в частности ребенка жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности и поэтому не получает достаточного подкрепления. Чем более осознан материал, тем медленнее он забывается. Забывание бывает не только длительным, которое может быть устранено не только повторением, но и временным, которое может быть вызвано и запредельным торможением

. Этим объясняется снижение запоминания в утомленном состоянии. После возобновления нормальной работы нервных клеток то, что забылось, может быть воспроизведено. С временным забыванием связано явление реминисценции.Оно проявляется в том, что отсроченное воспроизведение оказывается более полным, чем которое осуществляется сразу после запоминания. Обычно это бывает при запоминании большого по объему материала, и явление реминисценции встречается чаще у детей, чем у взрослых. Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности. Таким образом, главным средством борьбы с забыванием знаний является использование их в дальнейшей деятельности, применении на практике. Это ведет не только к сохранению прошлых знаний, но и к более глубокому их усвоению.

К.Д. Ушинский говорил «воспитатель понимающий природу памяти будет беспрестанно прибегать к повторениям не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и вывести на нем новый этаж» (Цит. по кн. [11. С. 311]).

Воспроизведение

можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перехода в оперативную.

Процесс актуализации

(восстановление прежде усвоенного материала) может характеризоваться различной степенью трудности или легкости протекания: от «автоматического» узнавания окружающих предметов до мучительно трудного припоминания забытого. В соответствии с этим, можно расположить их в следующем порядке: узнавание, собственно воспроизведение (которое может быть непроизвольным и произвольным) и припоминание.

Узнавание

– это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Без узнавания человек каждый раз воспринимал бы предметы как новые, а не как уже знакомые. Узнавание бывает разным по степени своей определенности, четкости и полноты. Узнать легче, чем воспроизвести. Узнавание не может быть показателем прочности запоминания. При оценке эффективности запоминания надо ориентироваться только на воспроизведение [15].

Можно привести пример: решая вопрос об усвоении материала, старший дошкольник ориентируется на узнавание, воспитатель проговаривает ему стихотворение вслух и ребенку все знакомо. Знакомо – значит, усвоено, считает ребенок, но воспитатель требует не узнавания, а воспроизведения. Поэтому при заучивании необходимо проверять самого ребенка, когда он рассказывает самостоятельно, а не проговаривать стихотворение вместе с ним.

Собственно воспроизведение

, в отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится.

При непроизвольном воспроизведение

образы, мысли, слова и чувства вспоминаются без сознательного намерения и усилия. В противоположность непроизвольному воспроизведению воспроизведение произвольное

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

K3 – физическое состояние организма
Не так уж плохо, когда мужу от жены надо только одно, плохо, когда ему уже ничего не надо. Каждый, наверное, не раз замечал, что его чувства весьма переменчивы. Они зависят даже от таких причин как состояние погоды и вкус съеденной пищи. ...

Влияние ученья на умственное развитие
Проблема развивающего обучения и воспитания разрабатывалась в нашей стране на протяжении многих десятилетий. Первоначально внимание уделялось развитию навыков учебной деятельности. Вследствие этого было установлено, что начальное обучение ...

Особенности теории агрессии и подражания. Фрустрационная теория агрессии Н. Миллера и Д. Долларда
В конце 1930-х годов была сформулирована ставшая впоследствии широко известной в психологической науке гипотеза фрустрации - агрессии. Ее авторами являются Н. Миллер, Д. Доллард, М. Дуб, Д. Маурер и Р. Сиэрс. Интересно отметить, что, по ...