Процессы памяти
Страница 2

Сохранение

удержание

заученного в памяти, т.е. сохранение следов и связей в мозгу. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.

Забывание

– выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации, затормаживания связей. Эти два процесса противоположные по характеру, представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала в памяти говорится тогда, когда нет его забывания, а забывание – это плохое сохранение материала в памяти. Поэтому сохранение – не что иное, как борьба с забыванием. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека а в частности ребенка жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности и поэтому не получает достаточного подкрепления. Чем более осознан материал, тем медленнее он забывается. Забывание бывает не только длительным, которое может быть устранено не только повторением, но и временным, которое может быть вызвано и запредельным торможением

. Этим объясняется снижение запоминания в утомленном состоянии. После возобновления нормальной работы нервных клеток то, что забылось, может быть воспроизведено. С временным забыванием связано явление реминисценции.Оно проявляется в том, что отсроченное воспроизведение оказывается более полным, чем которое осуществляется сразу после запоминания. Обычно это бывает при запоминании большого по объему материала, и явление реминисценции встречается чаще у детей, чем у взрослых. Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности. Таким образом, главным средством борьбы с забыванием знаний является использование их в дальнейшей деятельности, применении на практике. Это ведет не только к сохранению прошлых знаний, но и к более глубокому их усвоению.

К.Д. Ушинский говорил «воспитатель понимающий природу памяти будет беспрестанно прибегать к повторениям не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и вывести на нем новый этаж» (Цит. по кн. [11. С. 311]).

Воспроизведение

можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перехода в оперативную.

Процесс актуализации

(восстановление прежде усвоенного материала) может характеризоваться различной степенью трудности или легкости протекания: от «автоматического» узнавания окружающих предметов до мучительно трудного припоминания забытого. В соответствии с этим, можно расположить их в следующем порядке: узнавание, собственно воспроизведение (которое может быть непроизвольным и произвольным) и припоминание.

Узнавание

– это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Без узнавания человек каждый раз воспринимал бы предметы как новые, а не как уже знакомые. Узнавание бывает разным по степени своей определенности, четкости и полноты. Узнать легче, чем воспроизвести. Узнавание не может быть показателем прочности запоминания. При оценке эффективности запоминания надо ориентироваться только на воспроизведение [15].

Можно привести пример: решая вопрос об усвоении материала, старший дошкольник ориентируется на узнавание, воспитатель проговаривает ему стихотворение вслух и ребенку все знакомо. Знакомо – значит, усвоено, считает ребенок, но воспитатель требует не узнавания, а воспроизведения. Поэтому при заучивании необходимо проверять самого ребенка, когда он рассказывает самостоятельно, а не проговаривать стихотворение вместе с ним.

Собственно воспроизведение

, в отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится.

При непроизвольном воспроизведение

образы, мысли, слова и чувства вспоминаются без сознательного намерения и усилия. В противоположность непроизвольному воспроизведению воспроизведение произвольное

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

В чем сильная и слабая стороны юридических способов разрешения конфликтов?
Разрешение конфликтов юридическим путем: 1. Конфликт рассматривается и разрешается органом, уполномоченным на это государством (суд, арбитраж, ГИБДД); 2.Орган, разрешающий конфликт, действует по основе норм права, которые подразделяются ...

Пространственно-предметный компонент как основа развития среды. Основные типы развития пространственно-предметного компоненты среды
Образовательная среда – это совокупность всех субъектов, отношений между субъектами, условий, процессов обеспечивающих достижение поставленных целей. Каждому типу образовательной среды соответствует особая организация: пространственно-п ...

Специфика интеллектуальных качеств руководителя
В теории управления разработаны многочисленные и очень разнообразные перечни тех интеллектуальных качеств, которыми должен обладать «эффективный руководитель». Зачастую они являются просто результатом обобщения наблюдений и житейского опы ...