Классификация видов памятиСтраница 1
Существует классификация основных видов памяти в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно – логическую; 2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) – на кратковременную, долговременную и оперативную [10].
Сказанное выше подтверждает рисунок 1.
Классификация основных видов памяти |
По характеру психической активности |
По характеру целей деятельности |
По продолжительности сохранения материала |
двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая |
произвольная, непроизвольная |
долговременная, кратковременная, оперативная |
Рис. 1. Классификация основных видов памяти
Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П. Блонским.
Двигательная (или моторная) память
– она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и спортивных навыков). У ребенка она проявляется уже в первый месяц жизни, в начале дети осваивают узкий круг простейших движений. Затем этот круг расширяется, и движения становятся более сложными. Если бы у ребенка старшего дошкольного возраста не было развито моторной памяти, он каждый раз учился бы заново не только писать, но даже ходить.
Эмоциональная память
– это память на чувства, пережитые человеком. Подлинное сочувствие другому человеку возможно только благодаря эмоциональной памяти. В процессе воспитания воздействие на эмоциональную память имеет существенное значение, так как самое сильное воздействие – это воздействие на чувство. Эмоциональная память – важнейшее условие духовного развития ребенка. Если бы он забывал чувство радости и удовлетворения от совершения хорошего поступка, также как и угрызения совести, вызванные плохим поступком, то он имел бы слабое побуждение к новому свершению хороших дел и воздержанию от плохих поступков.
Образная память
– это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Образная память начинает проявляться у детей в то же время, что и представления, то есть в полтора – два года. Зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировки всех людей. Осязательная, обонятельная и вкусовая, чаще всего, связана с профессиональными особенностями деятельности человека.
Другое по теме:
Воспитание и потребность смысла жизни
Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Потребность смысла жизни, проанализированная польским психологом К. Обуховским, характеризует поведен ...
Истоки психодиагностики
Необходимость испытывать и оценивать индивидуально-психологические особенности людей для решения разнообразных практических задач была понята очень давно, на заре истории человечества. Так, еще в третьем тысячелетии до нашей эры в Древнем ...
Теоретическое обоснование системы управления психофизической подготовкой
студентов к профессиональной деятельности. Место и роль
физического воспитания в процессе подготовки человека к профессиональ
Физическая культура как учебный предмет имеет сложное строение, она включает в себя воздействие на физиологические системы организма занимающихся, совершенствование физических и морально-волевых качеств и психологической устойчивости, на ...