Классификация видов памяти
Страница 2

Словесно-логическая память

она выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Мыслей не существует вне языка, поэтому и вид этой памяти называется словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: 1) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

2) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).

Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития. Чем меньше у ребенка развита речь, тем труднее ему выразить смысл своими словами. Но в этом случае как раз и важно побуждать его пересказывать усвоенный материал своими словами. Запоминание смысла – это запоминание общих и существенных сторон учебного материала и отвлечение от несущественных деталей. Следовательно, запоминание и воспроизведение смыслового материала тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием ребенка, с запасом его знаний. Дети, особенно младшего дошкольного возраста, самостоятельно выделяют существенные признаки с большим трудом, им необходима помощь, а детали наоборот запоминают и воспроизводят очень хорошо, придают им непропорционально большое значение, особенно когда эти детали обладают яркой наглядностью, конкретностью и эмоциональным воздействием. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В тоже время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми.

В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольной памятью

называется запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, материал запоминается как бы сам собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий.

О произвольной памяти

говорится тогда, когда ставится такая цель запомнить, применяют соответствующие мнемические (от греческого слова «мнеме» - память) приемы, такие как: задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение материала, производят волевые усилия. Непроизвольная и произвольная память вместе представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Непроизвольная память в развитии предшествует произвольной. Жизненный опыт ребенка вначале строится в основном на непроизвольной памяти и приобретается ребенком без специального намерения запомнить, без специальных усилий. Однако в сознательной, активной деятельности, при усвоении системы знаний, умений и навыков (например, в учении) произвольная память занимает ведущее место [11].

По продолжительности сохранения материала существует деление памяти на кратковременную и долговременную.

Кратковременная память (КП)

– это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда испытуемого просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что он запомнил. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужное и остается потенциально полезное. В следствии этого, не происходит перегрузки долговременной памяти. Если бы вся старая информация оставалась в памяти, внимание не могло бы переключиться на восприятие и удержание новой информации.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Результаты исследования и их анализ
Психодиагностическое обследование проходило в индивидуальном порядке. Исследование проходило стандартно, в соответствии с предъявляемыми методиками требованиями. Особое внимание обращали на мотивацию участников исследования к работе. В х ...

Нравственная готовность
Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С.Выготским внутренними этическими инстанциями. ...

Особенности эмоциональной сферы дошкольника
Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, на ...