Когнитивное развитие
Страница 2

Если продолжить ранее приведенную иллюстрацию, где схемы уподоблялись каталожным карточкам, то аккомодация означает, что человек добавляет новые «каталожные карточки», находя ближайшую имеющуюся, а затем видоизменяя ее. Если вы только начали препода­вать, то у вас, возможно, нет схемы того, как поступать с учащимися, которые не выполнили работы, но вы, возможно, вспомните, как ре­шал эту проблему ваш учитель, а затем модифицируете такой подход, чтобы он соответствовал вашей теперешней ситуации. Сделав это, вы получите схему того, как поступать в случае невыполнения задания, и вы, вероятно, сумеете использовать ее, чтобы ассимилировать такие ситуации в будущем, когда эта проблема возникнет вновь.

Ассимиляция и аккомодация — это процессы, которые дают людям возможность расти и постоянно адаптироваться к окружающей их сре­де. Ассимиляция позволяет людям лучше использовать те схемы, кото­рые у них имеются, а аккомодация помогает им изменить свои схемы так, чтобы они соответствовали новым ситуациям. При ассимиляции ситуация подходит к существующим схемам, а при аккомодации суще­ствующие схемы изменяются или вырабатываются новые схемы, что­бы подходить для данной ситуации. Согласно Пиаже (1952)[8], игра является примером, по существу, чистой ассимиляции в том смысле, что что-то делается как обычно, т.е. как простая повторяющаяся деятель­ность. Напротив, имитация является примером существенно чистой аккомодации в том отношении, что человек делает что-то, чего он не делал никогда раньше, наблюдая и копируя такое действие у кого-то еще. Все остальные жизненные ситуации оказываются где-то посередине между этими двумя случаями.

Согласно Пиаже, должен существовать баланс между ассимиляцией и аккомодацией, так же как он должен быть между человеком и окружающей его средой. Жизнь не может быть только игрой, потому что тогда не узнаешь ничего нового. Не может быть она и только имитацией, потому что тогда не будет личности или стабильности. В жизни должно быть достаточно аккомодации чтобы встречаясь с новыми ситуациями, адаптироваться к ним, и ассимиляции, чтобы быстро и эффективно использовать имеющиеся схемы. Другими словами, между этими двумя процессами должно существовать состояние равновесия, которое в свою очередь делает возможным состояние равновесия между личностью и окружающей ее средой. Когда равновесия или баланса нет, надо что-то сделать, чтоб добиться его. Это «что-то» является либо аккомодацией, либо ассимиляцией в зависимости от обстоятельств. Реализация этих процессов в попытке восстановить равновесие называется уравновешиванием, причем оно представляет собой главный источник мотивации в системе Пиаже[9].

Основой для развития увеличивающейся интеллектуальной спо­собности ребенка является процесс уравновешивания. По мере того как возникает новый опыт, у маленького ребенка появляется мотива­ция развивать новые схемы, чтобы справляться с ним посредством ак­комодации. Как только эти новые схемы будут развиты, ребенок полу­чает затем мотивацию использовать их посредством ассимиляции. «Файл с каталожными карточками» постоянно расширяется, причем каждый новый этап развития закладывает основу для последующего развития, упорядоченного и постепенного. Поскольку равновесие всегда устанавливается лишь на мгновение и каждая новая встреча со средой обитания нарушает его, процесс уравновешивания или стрем­ления достичь равновесия служит в качестве постоянного мотиватора интеллектуального развития на протяжении всего детства.

Для Пиаже интеллект является сочетанием всех схем, имеющихся у человека. Эти схемы позволяют человеку поддерживать равновесие между собой и окружающей средой, с тем, чтобы адапти­роваться к ней и справляться с обстоятельствами по мере того, как они возникают. Интеллект поэтому представляет собой регулирующую или адаптирующую силу и, как таковой, является результатом ассимиляции и аккомодации человека в окружающей среде. Более то­го, для Пиаже интеллект не представляет собой содержание или объ­ем имеющихся у человека знаний. Скорее он представляет собой структуру или то, как организовано известное, чтобы его можно бы­ло использовать. Конкретные организационные структуры интеллекта - это схемы, структуры, образованные в результате ассимиляций и аккомодации. Такой взгляд на интеллект как на адаптируемость, или способность ориентироваться в меняющейся окружающей среде, сильно отличает­ся от более привычного взгляда на него как на либо общие, либо специальные знания человека. Для Пиаже[10] интеллект больше похож на процедурное знание или знание того, что нужно делать, чем на декларативное знание или просто знание фактов.

Поскольку интеллект является как результатом, так и основой для ассимиляции и аккомодации, можно ожидать, что с возрастом он будет значительно меняться. По мере того, как дети приобретают все больше опыта, они развивают у себя структуры, или схемы, которые помогают им адаптироваться к окружающей их среде. Как мы вскоре увидим Пиаже, делит развитие интеллекта на отдельные этапы, при­чем на каждом из них встречаются интеллектуальные проблемы в смысле достижения равновесия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Развитие познавательной деятельности
А. Кругозор 1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года. 2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредствен ...

Исследования А. Бухановского
Профессор Александр Бухановский уверен: серийных убийц можно выявлять и лечить. В России идет охота на детей. За два месяца жертвами преступников стали одиннадцать несовершеннолетних в возрасте от 5 до 10 лет. Кто эти чудовища? Что движет ...

Социально-психологическая природа агрессии. Понятие агрессии
Слово агрессия происходит от латинского "aggredi", что означает "нападать". Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое ...