Педагогическая технология управления психофизической подготовкой студентов к профессиональной деятельности. Технология контроля психофизического состояния студентов и управления им
Страница 2

Материалы » Психофизическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности » Педагогическая технология управления психофизической подготовкой студентов к профессиональной деятельности. Технология контроля психофизического состояния студентов и управления им

Развитие этой темы в исследовании проблемы контроля и управляемой коррекции психофизического состояния (ПФС) человека-оператора в МГТУ им. Н.Э. Баумана привело к разработке информационно-методической системы (ИМС) "Релакс" для контроля и управления ПФС человека-оператора.

Для оценки ПФС испытуемый выполняет стандартную программу с задачами вначале - релаксации (5 мин), а затем - активации (5 мин). Автоматическое измерение трех значений ЭКС (базового, в конце фазы релаксации и в конце фазы активации) и обработка этих результатов по специальному алгоритму позволяют получить количественную оценку ПФС обследуемого - индекс ПФС. Диапазон оценок выглядит следующим образом: больше 35 - "отлично", 25-35 - "хорошо", 15-25-"удовлетворительно", меньше 15- "неудовлетворительно". Но поскольку ранжирование количественных оценок распространяется в обе стороны от оптимума (в сторону стрессового перевозбуждения и в сторону депрессивного состояния), то ИМС, реализующая технологию, предоставляет наблюдателю также графическую конфигурацию динамики ЭКС (рис. 1). Геометрическая форма этой кривой раскрывает качественную сторону ПФС в рамках теоретически возможных вариантов.

Таким образом, качественная оценка (график) иллюстрирует индивидуальные особенности динамики ПФС конкретного обследуемого, отличающие ее от гармоничного оптимума, а количественная (индекс ПФС) показывает глубину, силу процесса. База данных, создаваемая системой, дает возможность отслеживать индивидуальную динамику процесса на этапе реабилитации, а также заблаговременно на ранних стадиях диагностировать пограничные состояния ЦНС, предшествующие срыву адаптации (рис. 2).

На основе апробирования предложенной методики контроля на большом статистическом материале (более 120 чел. - спортсменов высокой квалификации и студентов) в настоящее время разработаны шкала количественных оценок ПФС, развернутые характеристики текущего состояния психофизической сферы и рекомендации по коррекции этого состояния. Характеристики-рекомендации составляют специализированную базу данных в виде страниц электронного блокнота. Распечатку такой страницы получает каждый испытуемый в соответствии с результатами тестирования (рис. 3).

Опыт организации контроля ПФС среди студентов в МГТУ им. Н.Э. Баумана показывает, что возможность получения информации с количественной оценкой собственного состояния и анализа его динамики (в течение семестра она, как правило, отрицательная) вызывает живой интерес к средствам и методам парирования неудовлетворительной ситуации. Для примера приведем описание эксперимента по определению качества отдыха с точки зрения реабилитации психофизической функции, проведенного в период зимних каникул.

В период сессии было обследовано 38 студентов с целью определения индекса ПФС. Зимние каникулы 16 студентов из этой группы провели на базе отдыха в Подмосковье. На протяжении этого времени у них ежедневно определялся индекс ПФС. Остальная часть обследуемых отдыхала произвольно, без промежуточного наблюдения. В начале весеннего семестра у всех участвующих в эксперименте (30 чел.) вновь был замерен индекс ПФС. Как видно из таблицы, у студентов, отдыхавших в домашних условиях, какой-либо достоверной динамики индекса ПФС не отмечено.

Что касается участников эксперимента, отдыхавших на базе отдыха, то необходимо отметить, что в режим их дня была включена утренняя разминка на воздухе (40-45 мин). При этом шесть человек (из 16) отказались от участия в этих занятиях. Мотивы были названы одного плана: я - "сова" , мне надо отоспаться после сессии и т.п. Поскольку в остальном условия жизни участников эксперимента, отдыхавших на базе, не различались, то при обработке результатов это позволило разделить выборку на две подгруппы по этому признаку. Результаты такого дополнительного эксперимента показывают, что у студентов, проведших каникулы на базе отдыха, индекс ПФС увеличился в среднем на 34,09%. При этом интересно, что у "сов" достоверной динамики не отмечено, а весь групповой прирост "обеспечили" те студенты, которые не пренебрегли утренней разминкой на воздухе.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Практическая часть. Исследование мотивов профессионального выбора у студентов Высших учебных заведений. План исследования
Респондентам были предложены несколько методик 1-ая методика «Шкала ранжирования мотивов» (см Приложение 1) Респонденту предлагалось ознакомиться с 10-ю предложенными мотивами и расположить их согласно собственной мотивации, при выборе ...

Методика исследования тревожности у детей
Для проведения исследования, был определен уровень тревожности с помощью диагностической методики Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки «Тест тревожности». У всех детей, участвующих в эксперименте, был определен уровень тревожности с помощью ди ...

Сущность мышления, его виды и формы
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звука, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими сво ...