ВведениеСтраница 2
Отсюда целью исследования явилось изучение психологических особенностей внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении.
Объектом исследования выступили внутриличностные противоречия младших школьников с трудностями в обучении.
Предметом исследования явились психологические особенности внутриличностных противоречий и условия их преодоления у младших школьников с трудностями в обучении.
Цель исследования обусловила следующие основные задачи:
1) рассмотреть теоретические основы внутриличностных противоречий младших школьников с трудностями в обучении;
2) выявить факторы, связанные с проявлением внутриличностных противоречий младших школьников;
3) описать и охарактеризовать индивидуально - типические особенности проявления внутриличностных противоречий у младших школьников с трудностями в обучении;
4) разработать и апробировать коррекционно - развивающую программу с элементами социально - психологического тренинга по преодолению внутриличностных противоречий у младших школьников с трудностями в обучении и оценить эффективность проведенной работы.
В качестве гипотез выступили следующие предположения:
- трудности в обучении младших школьников обусловливают возникновение внутриличностных противоречий; последние, не находя конструктивного разрешения, усугубляют трудности;
- переживания внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении находят выражение в эмоциональной напряженности разной модальности и полярности и обусловливают разные типы младших школьников: с позитивной внутриличностной напряженностью, с негативной внутриличностной
напряженностью, конфронтацией, с отсутствием ярко выраженной внутриличностной напряженности;
- в качестве психологических условий преодоления внутриличностных противоречий в младшем школьном возрасте могут выступать следующие:
• снижение эмоциональной напряженности;
• создание предпосылок для осуществления выбора из ряда альтернатив;
• переопределение мотивов.
Эти условия могут быть созданы в рамках специального обучения, направленного на решение задач преодоления внутриличностных противоречий.
Теоретико - методологическую основу исследования составили: общие положения об общественно - исторической обусловленности психического развития ребенка (Л.С. Выготский), общеметодологический принцип единства психики и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) в контексте психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев); основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, и др.); современная концепция самосознания личности (В.В. Столин); положения теории невротической личности (К. Хорни), «клиент-центрированной» терапии (К. Роджерс), психосинтеза (Р. Ассаджиоли), переоценочного консультирования (X. Джекинс), позитивной психотерапии (X. Пезешкиан), нейролингвистического программирования (Д. Гриндер и Р. Бендлер).
В качестве основных методов исследования выступили: наблюдения, опрос, тестирование детей, беседы с родителями, педагогами, констатирующий и формирующий эксперименты, математико-статистические методы обработки материалов исследования.
Другое по теме:
Стили поведения в конфликтных ситуациях.
Конфликт – это столкновение противоположных интересов (целей, позиций, мнений и др.) на почве соперничества; это отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями[[10]].
В числе основных с ...
Охарактеризуйте основные структурные элементы конфликта.
Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения.
Различают конструктивные и деструктивные конфликты.
Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, п ...
Диагностика психических процессов
В данном разделе приведены результаты диагностики таких психических процессов как мышление, внимание, воображение и память у респондентов контрольной и экспериментальной группы.
Мышление исследовалось с помощью двух методик.
Первая мето ...
