Введение
Страница 2

Отсюда целью исследования явилось изучение психологических особенностей внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении.

Объектом исследования выступили внутриличностные противоречия младших школьников с трудностями в обучении.

Предметом исследования явились психологические особенности внутриличностных противоречий и условия их преодоления у младших школьников с трудностями в обучении.

Цель исследования обусловила следующие основные задачи:

1) рассмотреть теоретические основы внутриличностных противоречий младших школьников с трудностями в обучении;

2) выявить факторы, связанные с проявлением внутриличностных противоречий младших школьников;

3) описать и охарактеризовать индивидуально - типические особенности проявления внутриличностных противоречий у младших школьников с трудностями в обучении;

4) разработать и апробировать коррекционно - развивающую программу с элементами социально - психологического тренинга по преодолению внутриличностных противоречий у младших школьников с трудностями в обучении и оценить эффективность проведенной работы.

В качестве гипотез выступили следующие предположения:

- трудности в обучении младших школьников обусловливают возникновение внутриличностных противоречий; последние, не находя конструктивного разрешения, усугубляют трудности;

- переживания внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении находят выражение в эмоциональной напряженности разной модальности и полярности и обусловливают разные типы младших школьников: с позитивной внутриличностной напряженностью, с негативной внутриличностной

напряженностью, конфронтацией, с отсутствием ярко выраженной внутриличностной напряженности;

- в качестве психологических условий преодоления внутриличностных противоречий в младшем школьном возрасте могут выступать следующие:

• снижение эмоциональной напряженности;

• создание предпосылок для осуществления выбора из ряда альтернатив;

• переопределение мотивов.

Эти условия могут быть созданы в рамках специального обучения, направленного на решение задач преодоления внутриличностных противоречий.

Теоретико - методологическую основу исследования составили: общие положения об общественно - исторической обусловленности психического развития ребенка (Л.С. Выготский), общеметодологический принцип единства психики и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) в контексте психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев); основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, и др.); современная концепция самосознания личности (В.В. Столин); положения теории невротической личности (К. Хорни), «клиент-центрированной» терапии (К. Роджерс), психосинтеза (Р. Ассаджиоли), переоценочного консультирования (X. Джекинс), позитивной психотерапии (X. Пезешкиан), нейролингвистического программирования (Д. Гриндер и Р. Бендлер).

В качестве основных методов исследования выступили: наблюдения, опрос, тестирование детей, беседы с родителями, педагогами, констатирующий и формирующий эксперименты, математико-статистические методы обработки материалов исследования.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Становление низших форм поведения и психики (концепция Леонтьева-Фабри)
В данной концепции выделяют две стадии. Первая – стадия элементарной психики – имеет два уровня: низший и высший. Вторая стадия перцептивной психики – имеет три уровня: низший, высший и наивысший. В основе выделения этих двух стадий разви ...

Внутриутробное развитие плода с точки зрения психологии
Многие черты характера будущего человека формируются в процессе внутриутробного периода, ибо новорожденный к моменту своего появления на свет уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени определяют направления его дальнейшего ...

Психология развития Жана Пиаже
Наибольший вклад в наше понимание когнитивного (или интеллектуального) развития (и даже эмоционального развития) был сделан швейцарским биологом Жа­ном Пиаже. Пиаже, который умер в 1980 г. в возрасте 84 лет, потратил 60 лет своей жиз-ни, ...