Введение
Страница 1

Освоение любой деятельности сопряжено с определенными трудностями, их преодоление - естественный процесс достижения целей, решение поставленных задач. В то же время известно, если трудности накапливаются, начинают восприниматься личностью как непреодолимые; они вызывают напряженность, негативные переживания, порождающие внутриличностные противоречия, дестабилизируют деятельность вплоть до ее прекращения. В силу этого проблема влияния деятельности на личность, на ее внутренний мир и, наоборот, влияние личностных особенностей на деятельность является одной из актуальных проблем современной психологии.

Учебная деятельность, в силу своей специфики, обладает объективной сложностью, т.к. учащийся постоянно осваивает то, чего он раньше не знал, чем не владел, сталкиваясь при этом, естественно, с многочисленными трудностями.

Одни школьники преодолевают эти трудности относительно легко, другие - только путем мобилизации всех своих ресурсов, третьи - вообще без посторонней помощи не способны самостоятельно разрешить возникшие проблемы. Комплекс трудностей в учебной деятельности, приобретая устойчивость, дестабилизирует личность и ее внутренний мир, порождает внутриличностные противоречия между желаниями и возможностями, требованиями социума и собственными устремлениями. На этот факт указывают многие зарубежные и отечественные психологи (3. Фрейд, К. Хорни, Л. Фестингер, К. Роджерс, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, М.С. Неймарк, Л.С. Славина, А.И. Захаров). Внутриличностные противоречия могут перерастать во внутриличностные конфликты, которые, в свою очередь, усугубляют положение, усиливают негативные переживания внешних трудностей.

Особую остроту данная проблема приобретает в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что младший школьник только лишь окунается в атмосферу школьной жизни, учебная деятельность предъявляет к нему такие требования, которые не предъявлялись на предшествующих этапах его развития. Поэтому, сталкиваясь с трудностями, не все младшие школьники в силу своих личностных и интеллектуальных особенностей могут их преодолеть, что и порождает разноплановые внутриличностные противоречия, которые, как правило, детьми не осознаются.

Понятие «трудность» неоднократно рассматривалась при изучении преодоления различных преград, возникающих на пути удовлетворения потребностей человека, мешающих достижению его целей (Р.Х. Шакуров, Н.А. Подымов, Е.А. Домырева); «трудных ситуаций» (М. Тышкова, Е.Е. Данилова, В.В. Ковалев, Д.Н. Исаев); типичных трудностей в обучении (А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина; Ю.З. Гильбух; Н.П. Локалова).

Категория внутриличностных противоречий в той или иной мере изучалась в различных психологических школах и направлениях, отражалась как внутриличностный конфликт. В психоанализе внутриличностные противоречия рассматриваются с позиции конфликта между сознательными и бессознательными тенденциями индивида (3. Фрейд). К. Хорни обозначает внутриличностный конфликт как проявление базальной тревожности, которая возникает вследствие базальной агрессивности. В когнитивистской психологии Л. Фестингера в качестве причин внутриличностного конфликта рассматривается несогласованность сознательных структур. В гуманистической психологии К. Роджерса внутренний конфликт локализуется в сфере ценностных ориентации личности.

В отечественной психологии проблема противоречий получила разработку в трудах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Г.С. Костюка, К.А. Абульхановой - Славской, В.Г. Асеева, Л.И. Божович, Л.С. Славиной, B.C. Мерлина, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, Ф.В. Василюка, В.Н Мясищева, А.И. Захарова, в которых установлено, что противоречия являются движущими силами развития.

Изучение проблемы внутриличностных противоречий на различных этапах онтогенеза позволяет сделать вывод, что весь жизненный путь человека формируется и развивается в процессе непрерывного разрешения разнообразных по значению противоречий. В состоянии внутриличностного противоречия человек испытывает психическую напряженность. Относительное социально - психологическое равновесие в какой-то момент нарушается, что усиливает трудности, осложнения в освоении деятельности: игры, учения, труда, общения.

Исследователями делаются попытки изучения влияния внутриличностных противоречий на профессиональное развитие учителя (Л.М. Митина и О.В. Кузьменкова), на межличностное взаимодействие (Е.С. Калмыкова). Однако, анализ возникновения, характера проявления и условий разрешения внутриличностных противоречий авторами проводился на взрослой популяции.

Если попытаться связать проблему школьных трудностей с внутриличностными противоречиями, то следует констатировать, что она только обозначена, специальных исследований, проясняющих характер существующих взаимосвязей между трудностями и внутриличностными противоречиями, особенно в младшем школьном возрасте, явно недостаточно. Ее решение в рамках педагогической психологии позволит, по нашему мнению, во-первых, ответить на вопрос, действительно ли трудности в учебной деятельности способствуют возникновению внутриличностных т противоречий, а если это так, в чем специфика такой взаимосвязи. Во- вторых, позволит решить проблему преодоления трудностей не только традиционным путем, посредством повышения интеллектуального потенциала, обучения способам овладения учебной деятельностью, но и посредством организации специальной работы с детьми по снижению эмоциональной напряженности, преодолению внутриличностных противоречий.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Особенности общения. Речевое и эмоциональное общение
Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культ ...

Каковы биологические основы и типы агрессивного поведения людей.
Представители социального дарвинизма дали описание разнообразных конфликтов, выявив различные типы агрессивного поведения людей: территориальная агрессия;  агрессия доминирования; сексуальная агрессия;  ...

Результаты исследования и их обсуждение
Анализ данных, полученных с помощью анкеты (Приложение, Таблица_1), показал, что испытуемые преимущественно имеют полную родительскую семью 85%, 14% - неполную родительскую семью. При этом среди женщин эти показатели были 85%/14%; среди м ...