Тест кратковременной памяти и умозаключенийСтраница 1
Как видно из названия, данный тест носит комбинированный характер. Выражается это в использовании одного и того же учебного материала для оценивания двух хотя и взаимосвязанных, но качественно разных способностей - кратковременной памяти и логического мышления. Последняя способность представлена одним из видов умозаключений.
Тестирование начинается обращением проверяющего к ребенку:
- Ты любишь слушать разные рассказы? (Ребенок обычно отвечает утвердительно.)
Сейчас я начну маленький рассказ, а ты постарайся хорошо запомнить, чтобы точно повторить. Согласен? (Ребенок обычно отвечает согласием.)
Жили-были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети. Петя ниже Вани. Повтори.
Если ребенок не может полностью и без существенных искажений воспроизвести эти три фразы, проверяющий говорит: «Ничего, не унывай. Сразу это не получится. Давай попробуем еще раз. Слушай внимательно . Жили-были .»
В протоколе фиксируется количество повторений, которые потребовались ребенку для выполнения задания. Этот показатель служит для оценки уровня кратковременной смысловой памяти обследуемого ребенка: чем меньше потребовалось повторений, тем выше его уровень. При этом используется следующая таблица:
|
Уровень развития кратковременной смысловой | |||
|
Возрастные |
памяти (количество потребовавшихся повторений) | ||
|
группы |
низкий |
средний |
высокий |
|
шестилетки |
8 |
5-7 |
1-4 |
|
Семилетки |
7 |
4-6 |
1-3 |
Как только ребенок даст правильный и полный ответ, проверяющий переходит к проверке его способностей осуществлять простейшие умозаключения:
- Молодец! Вот теперь ты повторил верно. А теперь подумай и скажи: кто из мальчиков самый высокий?
Если ребенок не в состоянии дать правильный ответ, проверяющий говорит:
- Ну-ка давай подумаем еще раз: Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Так кто из них самый высокий? (Повторяется лишь заключительная часть рассказа - сам вопрос.)
После того как ребенок дает правильный ответ, ему задается еще один вопрос:
- А кто из мальчиков самый низкий?
При определении уровня развития способности ребенка осуществлять простейшие умозаключения учитывается общее количество повторений, которые потребовались ему для выполнения данного теста в целом (начиная с запоминания). При этом используется следующая таблица:
|
Возрастные группы |
Уровень развития способности осуществлять простейшие умозаключения (количество повторений, потребовавшихся для выполнения данного теста в целом). | |||
|
низкий |
средний |
высокий | ||
|
Шестилетки |
10 |
5-9 |
1-4 | |
|
Семилетки |
8 |
4-7 |
1-3 | |
Наблюдения за выполнением ребенком всех четырех описанных выше тестов дают возможность судить об уровне его умственной активности. При этом используются следующие критерии:
1. Низкий уровень умственной активности:
к выполнению заданий ребенок приступает только после дополнительных побуждений, а во время работы часто отвлекается; при выполнении теста фонематического восприятия интерес ребенка вызывает не обнаружение ошибок в артикуляционных действиях проверяющего, как это предполагается замыслом теста, а возможность сугубо внешней реакции (например, хлопнуть ладонью по столу).
2. Средний уровень:
ребенок не проявляет интереса к выполнению предлагаемых заданий, хотя в работу включается достаточно активно (охотно). Возможен вариант, когда ребенок вначале проявляет интерес к работе, который, однако, затем очень быстро угасает. Вопросов задает сравнительно немного, да и те направлены чаще всего не на сущность задания, а на какие-либо второстепенные моменты: «А кто нарисовал эти красивые буквочки?», «А инопланетянин хороший или плохой?» и т. д. Инициатива в общении с преподавателем и выполнении заданий отсутствует.
Другое по теме:
Тест словаря
Как и другие тесты проверочного комплекса, данный тест построен по принципу выборки: берется определенная (стандартная) совокупность слов и определяется, какие из них ребенку известны. На основании полученных ответов судят о словарном р ...
Введение. Понятие общения и делового
общения.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, пораждаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и поним ...
Исследование базисных компонентов личности. Базисные
компоненты личности
Рассматривая проблему исследования базисных компонентов личности, следует отметить, что в настоящее время существуют разнообразные представления о личности. Наиболее теоретически обоснованным подходом к личности и методу ее анализа остает ...
