Тест кратковременной памяти и умозаключений
Страница 1

Как видно из названия, данный тест носит комбинированный характер. Выражается это в использовании одного и того же учеб­ного материала для оценивания двух хотя и взаимосвязанных, но качественно разных способностей - кратковременной памяти и логического мышления. Последняя способность представлена од­ним из видов умозаключений.

Тестирование начинается обращением проверяющего к ребенку:

- Ты любишь слушать разные рассказы? (Ребенок обычно от­вечает утвердительно.)

Сейчас я начну маленький рассказ, а ты постарайся хорошо запомнить, чтобы точно повторить. Согласен? (Ребенок обычно отвечает согласием.)

Жили-были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети. Петя ниже Вани. Повтори.

Если ребенок не может полностью и без существенных искаже­ний воспроизвести эти три фразы, проверяющий говорит: «Ниче­го, не унывай. Сразу это не получится. Давай попробуем еще раз. Слушай внимательно . Жили-были .»

В протоколе фиксируется количество повторений, которые по­требовались ребенку для выполнения задания. Этот показатель слу­жит для оценки уровня кратковременной смысловой памяти об­следуемого ребенка: чем меньше потребовалось повторений, тем выше его уровень. При этом используется следующая таблица:

Уровень развития кратковременной смысловой

Возрастные

памяти (количество потребовавшихся повторений)

группы

низкий

средний

высокий

шестилетки

8

5-7

1-4

Семилетки

7

4-6

1-3

Как только ребенок даст правильный и полный ответ, прове­ряющий переходит к проверке его способностей осуществлять про­стейшие умозаключения:

- Молодец! Вот теперь ты повторил верно. А теперь подумай и скажи: кто из мальчиков самый высокий?

Если ребенок не в состоянии дать правильный ответ, прове­ряющий говорит:

- Ну-ка давай подумаем еще раз: Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Так кто из них самый высокий? (Повторяется лишь заклю­чительная часть рассказа - сам вопрос.)

После того как ребенок дает правильный ответ, ему задается еще один вопрос:

- А кто из мальчиков самый низкий?

При определении уровня развития способности ребенка осу­ществлять простейшие умозаключения учитывается общее коли­чество повторений, которые потребовались ему для выполнения данного теста в целом (начиная с запоминания). При этом ис­пользуется следующая таблица:

Возрастные группы

Уровень развития способности осуществлять простейшие умозаключения (количество повторений, потребовавшихся для выполнения данного теста в целом).

низкий

средний

высокий

Шестилетки

10

5-9

1-4

Семилетки

8

4-7

1-3

Наблюдения за выполнением ребенком всех четырех описан­ных выше тестов дают возможность судить об уровне его умствен­ной активности. При этом используются следующие критерии:

1. Низкий уровень умственной активности:

к выполнению зада­ний ребенок приступает только после дополнительных побужде­ний, а во время работы часто отвлекается; при выполнении теста фонематического восприятия интерес ребенка вызывает не обна­ружение ошибок в артикуляционных действиях проверяющего, как это предполагается замыслом теста, а возможность сугубо внеш­ней реакции (например, хлопнуть ладонью по столу).

2. Средний уровень:

ребенок не проявляет интереса к выполне­нию предлагаемых заданий, хотя в работу включается достаточно активно (охотно). Возможен вариант, когда ребенок вначале про­являет интерес к работе, который, однако, затем очень быстро уга­сает. Вопросов задает сравнительно немного, да и те направлены чаще всего не на сущность задания, а на какие-либо второстепен­ные моменты: «А кто нарисовал эти красивые буквочки?», «А иноп­ланетянин хороший или плохой?» и т. д. Инициатива в общении с преподавателем и выполнении заданий отсутствует.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Проблемы развития креативности как личностной способности к творчеству. Понятие творческой компетенции
Вот и пришёл черёд последней главы моей курсовой работы. В этой главе следует, прежде всего, подвести итоги предыдущим главам, рассказать о пользе полученных и получаемых знаний, дать практические рекомендации к теме и т. д.… Поэтому логи ...

Виды творчества и их особенности
Творчество издавна делят на художественное и научное. Художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художес ...

Модусы бытия: повседневность и неповседневность
Итак, мы подошли к характеристике модусов бытия. Впервые концепцию модусов бытия изобрел Э. Фромм. Для него модусы бытия формировались самими формами бытия, он противопоставлял термины «быть» и «обладать». А бытие характеризовалось как ос ...