Эмпирическое изучение особенностей семейных отношений в повторном браке. Программа исследованияСтраница 1
Цель исследования – анализ особенностей семейных отношений в повторном браке.
Данная цель предполагала решение следующих задач:
1. Анализ выраженности мотивов вступления в повторный брак.
2. Изучение особенностей осознания себя.
3. Изучение представлений субъекта о себе настоящем и себе «идеальном».
4. Выявление доминирующих характеристик, предъявляемых при выборе потенциального партнера для повторного брака.
5. Анализ предпочитаемых форм социального поведения в ситуации конфликта, тенденций взаимоотношений в сложных условиях.
6. Раскрытие зависимости самоотношения от социальных оценок.
Гипотеза исследования – супруги, состоящие в повторном браке, будут иметь различную степень осознанности своего отношения к браку в зависимости от личностных качеств, пола, возраста.
Эмпирическая база – выборку составили 73 женщин и 70 мужчин, состоящих в повторном браке. Общее количество испытуемых 143 человека. Возраст опрашиваемых находится в пределах от 28 до 52 лет.
В работе были использованы следующие методики:
1) Анкетирование. Анкетный бланк, состоящий из 12 вопросов и позволяющий выявить у респондентов особенности родительской семьи, осознанность себя, мотивы вступления в повторный брак, характеристику требований, предъявляемых при выборе партнера для брака.
2) Опросник самоотношения и зависимости от внешних оценок (предложенный И.В. Коровиной), который направлен на исследование различных аспектов самоотношения, отношения к внешним оценкам, определение явления сверхзначимости внешних оценок.
При составлении методики использовались: опросник личностной ориентации Э. Шострома, тест мотивации аффилиации, опросник уверенности в себе Рейтаса, шкала дисфункциональности Вейсмана, тест-опросник МИС.
Опросник состоит из 69 утверждений, на каждое из которых нужно дать один из двух вариантов ответа (+ да, согласен; - нет, не согласен). Выделяются 7 шкал:
I шкала – общая «самооценка»,
II шкала – «условное самопринятие»,
III шкала – «страх отвержения»,
IV – «отраженное самоотношение»,
V шкала – «сверхчувствительность к негативным оценкам»,
VI шкала – «страх неуспеха»,
VII – «стремление к превосходству».
Вопросы каждой шкалы имеют положительный или отрицательный код. За каждый ответ, совпадающий с ключом, присваивается 1 балл. Сумма баллов по каждой шкале является показателем исследуемых особенностей.
3) Методика «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К. Томаса. Позволяет выявить типичные способы реагирования на конфликтные ситуации. Методика состоит из 30 утвердительных высказываний, представленных в двух вариантах (а и б). Каждое из высказываний относится к одному из 5 разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление). При обработке результатов подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом. Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой форы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.
4) Методика интерперсональных отношений Т. Лири, предназначенная для исследования представлений субъекта о себе «настоящем» и себе «идеальном». На основе исследований межличностных отношений Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы. Полярные на этой схеме варианты являются противоположными друг другу.
Опросник составлен соответственно этим выделенным типам межличностного поведения и представляет собой набор из 128 простых лаконичных характеристик-эпитетов, которые группируются по 16 вопросов в 8 октантах, отражающие различные психологические профили:
Другое по теме:
Сравнительный анализ результатов обследования
Для того чтобы выявить результаты работы, было проведено полное исследование.
В контрольном эксперименте участвовали те же два вторых классах. В одном из классов – 2в целенаправленной работы по развитию свойств внимания не велось, в друг ...
Мотив “три
дерева”
Этот мотив можно рассматривать как хороший проективный тест внутрисемейных взаимоотношений. Детский психотерапевт Эдда Клессманн, рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три любы ...
V1 –
привлекательное лицо
Что глаз не увидит, то сердце не запомнит.
/ Французская пословица /
Тема красоты неисчерпаема хотя бы потому, что критерии красоты постоянно меняются. Это особенно заметно, если сравнить лица со старых картин, воспевавших идеалы того в ...