Виды депрессий и происхождение депрессии
Страница 3

В ряде случаев, однако, чувство вины отсутствует. Речь идет о депрессии как реакции человека на конфликт между обладающими высоким зарядом притязаниями Я (Я-идеалами) и осознанием Я собственной неспособности их осуществить (чувство никчемности). Нарушение регуляции самооценки, фрустрация и агрессия являются неизбежным следствием чувства беспомощности и бессилия.

В диагностическом смысле термин «депрессия» обозначает психическое заболевание, основным критерием которого являются эмоциональные нарушения. При этом следует иметь в виду, что депрессия присутствует в широком спектре психических заболеваний с различным происхождением. В связи с этим остается справедливой позиция Фрейда, предполагавшего существование взаимодополняющих рядов причинных факторов, включая конституциональные и наследственные. Поэтому понимание депрессии возможно лишь на основе дополняющих друг друга нейрофизиологических и психологических исследований, проводимых после тщательной клинической диагностики. Несмотря на определенное внешнее сходство, депрессии при невротической, пограничной, циклотимической и шизофренической психической патологии существенно различаются.

С психологической точки зрения, рассмотрение структуры и природы сознательных и бессознательных конфликтов, специфических психологических защит, а также уровня включенных в конфликт представлений о себе и других людях помогает идентифицировать те или иные варианты депрессивного процесса и выбрать оптимальную психотерапевтическую стратегию для конкретного пациента.

Обычно в происхождении депрессии играет роль сочетание нескольких причин. Особенно часто это касается сочетания наследственной предрасположенности и стрессовой провокации заболевания.

Различают эндогенную (то есть обусловленную преимущественно генетическими причинами) и психогенную (обусловленную в первую очередь конкретным стрессовым событием) депрессию.

Наследственность играет важную роль в происхождении депрессии (есть целые народы, склонные к развитию депрессии). Если кто-то из Ваших родственников когда-либо страдал депрессией, у Вас повышен ее риск развития. При этом иногда депрессия может возникнуть без внешней причины, то есть как бы изнутри (“эндогенно”). Незаменимым методом лечения эндогенной депрессии являются антидепрессанты. Однако далеко не у всех, у кого есть гены депрессии, она проявляется. Гены депрессии можно получить и от далеких предков. Возникновению депрессии нередко способствуют стрессовые события - как сильные стрессы (печальные - смерть близкого человека, развод, потеря работы или наоборот – радостные события – свадьба, рождение ребенка, выпускные экзамены, начало работы на новом месте), так и хроническое переутомление. Даже небольшое изменение привычного уклада жизни может спровоцировать развитие депрессии.

Если депрессия развилась сразу после стрессового события, человек все время думает о нем (“зациклен”), из-за этого у него снижено настроение, а остальные симптомы выражены несильно и присоединяются постепенно по прошествии времени – такая картина характерна для реактивной (психогенной депрессии). Такая депрессия нередко проходит после разрешения стрессовой ситуации, и первостепенное значение здесь имеет психотерапия. Однако не стоит забывать, что иногда стрессовые события являются лишь толчком для развития эндогенной депрессии, а человек склонен психологизировать свое состояние (то есть искать психологическое объяснение симптомам заболевания).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Основные аспекты психологической готовности к школе.
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление ин ...

Аспекты оптимального программирования занятий по физической культуре со студентами
В настоящее время в современной педагогике проблема взаимодействия воспитания в соответствии с развитием личности студента, в том числе физическим, принадлежит наиболее актуальным. Учитывая условия социальной и экологической среды обитани ...

Тест фонематического слуха
Проверяющий предлагает ребенку: «Давай с тобой задумаем сло­во, например «окно». Я буду все время повторять его, а потом заменю другим словом, к примеру «табуретка». Как только услы­шишь это другое слово, сделай вот так (показывает). Этим ...