Описание хода эксперимента
При проведении экспериментальной части, нами был выбран контингент испытуемых (студентов инженерно-педагогического факультета, обучающихся с 2002-2006 г.), в количестве 32 человек, в процессе прохождения ими педагогической практики, а также в период изучения различных психологических и педагогических дисциплин.
При анализе методик, нами были выявлены следующие результаты:
Методика 1. Тест – опросник Айзенка.
1. Холерики – 55%
2. Сангвиники – 40%
3. Меланхолики – 3%
4. Флегматики – 2%
Ряд 1. Экстраверты – 95%
Ряд 2. Интроверты – 5%
Вывод: в исследуемой группе студентов – будущих педагогов – подавляющее большинство обладает холерико-сангвинистическим типом темперамента, то есть им присущи 95% являются экстравертами.
Исходя из полученных результатов данной методики можно сказать, что по первоначальным личностным характеристикам большинство испытуемых темперамент позволяет легко налаживать межличностные контакты, быть энергичными и общительными людьми, что необходимо в работе учителя.
Методика 2. Оценка уровня общительности учителя.
По результатам исследования было выявлено, что все участники исследования являются коммуникабельными людьми, в частности:
1. 50% - высокий уровень общительности (порой, быть может, даже сверх меры).
2. 35% - нормальный уровень коммуникабельности.
3. 15% - уровень общительности немного ниже нормы, но близок к ней.
Вывод: результаты всех участников исследования отвечают ранее перечисленным требованиям, т.е. все испытуемые имеют хороший уровень общительности, являются коммуникабельными людьми. Следовательно, будущие педагоги смогут наладить контакт с учащимися и граммотно выстроить межличностные отношения не только с учениками, но и с их родителями и своими коллегами.
Методика 3. Оценка способности педагога к эмпатии.
По общему количеству баллов исследуемая группа имеет высокий уровень эмпатийности, т.е. испытуемые чувствительно относятся к проблемам окружающих, эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты и находят общий язык.
Следует заметить, что в данной группе 85 % испытуемых, по результатам исследования имеют высокий и очень высокий уровень эмпатии, что встречается достаточно редко, и всего 15% имеют нормальный уровень эмпатии, который в принципе присущий подавляющему большинству люде.
Общий график уровня эмпатии у испытуемых
1 – 85 % - высокий и очень высокий уровень эмпатии
2 – 15% - нормальный уровень эмпатии
График соотношений видов эмпатий
1 – эмпатия к родителям
2 – эмпатия к старикам
3 – эмпатия к детям
4 – эмпатия к животным
5 – эмпатия незнакомым людям
Вывод: данная группа испытуемых по всем видам эмпатии имеет средние показатели, близкие к высоким. Это не плохой результат для будущих педагогов.
Другое по теме:
Диагностика психического развития младших школьников
Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Она направлена на измерение какого-то качества, постановку диагноза и на этой основе, ...
Содержательные характеристики механизмов психологической защиты (индекса жизненного
стиля).
1.
Отрицание.
Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо отрицается какой-либо внутренний импульс или сторона самое себя. Как правило, де ...
Стили поведения в конфликтных ситуациях.
Конфликт – это столкновение противоположных интересов (целей, позиций, мнений и др.) на почве соперничества; это отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями[[10]].
В числе основных с ...