Общая характеристика психических состояний человека
В отличие от психических процессов психические состояния отражают внутренний ритм и биологические потенциалы человека, которые окрашивают его деятельность определенным фоном, нацеливают на определенную активность.
Психические состояния
— это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.
Психические состояния многообразны. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость, усталость и апатию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежденность и др.
Физиологически психические состояния представляют собой функциональные состояния психики человека, обеспечивающие определенный уровень динамического взаимодействия его организма с внешней средой в процессе деятельности.
Функциональные состояния обеспечивают:
а) адекватную мобилизацию организма, когда все его системы работают оптимально и соответствуют требованиям деятельности;
б) динамическое рассогласование, при котором различные системы организма не полностью или недостаточно качественно поддерживают его деятельность.
Регуляция функциональных состояний человека осуществляется с помощью особой категории нейронов, именуемых модуляторными, которые могут быть активирующего и неактивирующего типа. Нейроны-модуляторы объединяются в ансамбли и сети, сосредоточенные на уровне ретикулярной формации ствола головного мозга и его лимбической системы, образуя активизирующие или затрудняющие деятельность модулирующие системы, которые регулируют тонус коры и подкорковых структур, оптимизируя тем самым деятельность организма.
Важнейшим регулятором функциональных состояний человека является головной мозг, точнее передние отделы коры больших полушарий — фронтальные зоны. Именно они управляют деятельностью модулирующих нейронов и их систем, стимулируя или снижая активность ретикулярной формации и лимбической системы, в целом деятельность организма человека.
Совокупность различных проявлений процесса функционирования перечисленных нервных систем порождает разные психические состояния человека в зависимости от того, в какие обстоятельства жизненной и профессиональной активности он попадает. Как правило, посредством мотивации и в результате проявления волевых усилий люди стремятся или использовать определенные положительные психические состояния, или преодолевать те, которые сказываются отрицательно на их деятельности.
Другое по теме:
Креативность с позиции своеобразия личностных
особенностей креативов
Многие исследования креативности «личностного» направления, а среди них следует выделить Баррона,
изучают роль мотивации в творческом процессе, а также влияние различных факторов социальной среды на развитие креативности. Поскольку психо ...
Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у младших школьников. Диагностические методики по изучению развития внимания у младших
школьников
Среди наиболее значимых, с моей точки зрения, психолого-педагогических особенностей внимания это его устойчивость, концентрации, переключаемость и объем.
Специальная работа учителя по развитию внимания способствует своевременному психиче ...
Практическое применение системы
психолого-педагогической характеристики дошкольников
Составление психолого-педагогического статуса помогает психологу систематизировать информацию о ребенке, о психологических характеристиках важнейших видов его деятельности, поведения и внутренних психических состояний, оказывающих существ ...