Общая характеристика психических состояний человека

Материалы » Психические процессы состояния и образования » Общая характеристика психических состояний человека

В отличие от психических процессов психические состояния отражают внутренний ритм и биологические потенциалы чело­века, которые окрашивают его деятельность определенным фо­ном, нацеливают на определенную активность.

Психические состояния

— это определенный уровень рабо­тоспособности и качества функционирования психики челове­ка, характерный для него в каждый данный момент времени.

Психические состояния многообразны. К ним можно отне­сти: активность и пассивность человека, бодрость, усталость и апатию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежден­ность и др.

Физиологически психические состояния представляют со­бой функциональные состояния психики человека, обеспечи­вающие определенный уровень динамического взаимодействия его организма с внешней средой в процессе деятельности.

Функциональные состояния обеспечивают:

а) адекватную мобилизацию организма, когда все его систе­мы работают оптимально и соответствуют требованиям деятельности;

б) динамическое рассогласование, при котором различные системы организма не полностью или недостаточно каче­ственно поддерживают его деятельность.

Регуляция функциональных состояний человека осуще­ствляется с помощью особой категории нейронов, именуемых модуляторными, которые могут быть активирующего и неактивирующего типа. Нейроны-модуляторы объединяются в ан­самбли и сети, сосредоточенные на уровне ретикулярной формации ствола головного мозга и его лимбической системы, об­разуя активизирующие или затрудняющие деятельность модулирующие системы, которые регулируют тонус коры и подкорковых структур, оптимизируя тем самым деятельность организма.

Важнейшим регулятором функциональных состояний человека является головной мозг, точнее передние отделы коры боль­ших полушарий — фронтальные зоны. Именно они управляют деятельностью модулирующих нейронов и их систем, стимули­руя или снижая активность ретикулярной формации и лимби­ческой системы, в целом деятельность организма человека.

Совокупность различных проявлений процесса функцио­нирования перечисленных нервных систем порождает разные психические состояния человека в зависимости от того, в ка­кие обстоятельства жизненной и профессиональной активно­сти он попадает. Как правило, посредством мотивации и в ре­зультате проявления волевых усилий люди стремятся или ис­пользовать определенные положительные психические состояния, или преодолевать те, которые сказываются отри­цательно на их деятельности.

Другое по теме:

Воспитание и потребность смысла жизни
Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Потребность смысла жизни, проанализированная польским психологом К. Обуховским, характеризует поведен ...

Психодиагностика готовности ребенка к школе
Поступление ребенка в школу и весь период его начального обучения – это одна из самых серьезных ступеней в развитии человека. В это время формируются не только базовые академические знания, но и протекает интенсивное личностное развитие, ...

Жизненный цикл развития личности
В теории Э. Эриксона развитие личности рассматривается как прерывная последовательность качественно отличающихся друг от друга стадий. На каждой стадии человек должен сделать жизненно важный «выбор» между двумя полярными отношениями к мир ...