Общая характеристика мышления
Страница 1

Мышление

— это психический познавательный процесс от­ражения существенных связей и отношений предметов и явле­ний объективного мира.

В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприя­тиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств: в красках, формах, движе­нии предметов и т. д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаим­ные связи и отношения.

Сущность любого объективного явления может быть познана лишь тогда, когда это явление будет рассматриваться в органической связи с другими. В процессе восприятия, например, дере­ва человек, отражая в своем сознании ствол, ветви, листья и дру­гие части и особенности именно данного, отдельного, конкрет­ного предмета, может воспринимать это дерево изолированно от других явлений, любоваться его формой, свежестью зеленой ли­ствы, причудливыми изгибами ствола. Иначе протекает процесс мышления. Стремясь понять основные законы существования данного явления, проникнуть в его сущность, человек обязательно должен отразить в своем уме также и отношения этого предмета с другими предметами и явлениями. Нельзя понять сущность де­рева, если не выяснить, какое значение для него имеют химичес­кий состав почвы, влага, воздух, солнечный свет и пр. Только от­ражение этих связей и отношений позволяет человеку понять функцию корней и листьев дерева, ту роль, которую они играют в круговороте веществ в растительном мире.

Сам предмет отражается в процессе мышления иначе, чем в восприятии; в мышлении мы не только выделяем отдельные ча­сти предмета (это возможно и в восприятии), но стараемся понять, в каких соотношениях эти части находятся друг с другом. Мыш­ление позволяет приникнуть в сущность явлений только одним путем — через отражение тех связей и отношений, которые име­ются у данного явления с другими явлениями. Это отражение свя­зей и отношений не может осуществиться, если мы не отрешимся от конкретных особенностей предмета и не станем мыслить о нем в самом общем виде. В процессе мышления конкретный образ еди­ничного предмета (данный дуб, данная береза) отходит на задний план. Мы мыслим теперь уже о дереве вообще, которое может быть и дубом, и березой, и деревом любой другой породы.

Процесс мышления характеризуется следующими особен­ностями:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанав­ливая связи и отношения между предметами и явлениями объек­тивного мира, человек опирается не только на непосредствен­ные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные про­шлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

2.Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об об­щих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3.Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы все­гда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретно наблюдаемо­го явления.

4.Мышление всегда есть отражение связей и отношений меж­ду предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда на­ходятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышле­ние протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совер­шенно особыми раздражителями, сигнализирующими о дей­ствительности в самой обобщенной форме.

5.Мышление человека органически связано с практической де­ятельностью: В своем содержании оно опирается на обществен­ную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает зада­чам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружа­ющего мира.

Содержание мышления многообразно. Во-первых, оно про­является через его операции: (анализ, синтез, сравнение, абст­рагирование, обобщение, конкретизацию).

Анализ — это мыслительная операция расчленения сложно­го объекта на составляющие его части. Он позволяет понять со­ставные части объекта, которые имеют большое значение для его осмысления.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Взгляды Иоанна Дамаскина на познавательную сферу человека
Рассмотрим сначала взгляды Иоанна Дамаскина на познавательные процессы (силы), придерживаясь этой классификации. Вообще, познавательным процессам уделяется достаточно много внимания, и это не случайно, потому что именно познание является ...

Содержательные характеристики механизмов психологической защиты (индекса жизненного стиля).
1. Отрицание. Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо отрицается какой-либо внутренний импульс или сторона самое себя. Как правило, де ...

Условия развития внимания у младших школьников. Процесс развития внимания
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. В первые месяцы жизни для ребёнка характерно только непроизвольное внимание. При этом сначала ребёнок реагирует на внешние раздражители лишь при резкой их смене: при переходе от сумрака ...