Общая характеристика внимания
Страница 2

Целенаправленность определяется задачами, которые чело­век ставит перед собой в той или иной деятельности преднамеренное внимание вызывают не все объекты, а только те, ко­торые связаны с задачей, выполняемой и данный момент; из многих объектов выбираются те, которые необходимы при вы­полнении данного вида деятельности.

Организованность преднамеренного внимания означает, что мы заранее готовимся быть внимательными к тому или другому предмету, сознательно направляем на него свое внимание, про­являем умение организовать необходимые для данной деятель­ности психические процессы.

Повышенная устойчивость преднамеренного внимания по­зволяет организовать работу на протяжении более или менее долгого времени. Она связана с планированием этой работы.

Сосредоточенное внимание — это внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности. Оно бывает динамическим и статическим.

Динамическим называется такое внимание, которое в начале работы характеризуется малой интенсивностью и только с помо­щью больших усилий человек повышает его интенсивность.

Статическое внимание — это такое внимание, высокая ин­тенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на протяжении всего времени его выполнения.

Непреднамеренное (непроизвольное) внимание — это внимание, вызываемое внешними причинами — теми или другими особен­ностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть интенсивность раздражения и новизна, и нео­бычность объекта, и его динамичность. Интенсивность раздра­жения заключается в более сильном действии объекта (например, более сильный звук, более яркий план), который привлекает к себе внимание. Новизна и необычность объекта, даже если он и не вы­деляется интенсивностью своего действия, также становится сти­мулом внимания. Резкая смена, динамичность объекта, наблю­дающаяся при сложных и длительных действиях (например, при наблюдении за спортивными состязаниями, восприятии кино­картины и т. п.), также всегда вызывает особое внимание.

Помимо преднамеренного и непреднамеренного внимания выделяют еще послепроизвольное внимание. Послепроизвольным оно называется потому, что возникает на основе произвольного внимания, после него. Послепроизвольное внимание совмеща­ет в себе некоторые особенности произвольного внимания (осоз­нание цели) и некоторые черты непроизвольного внимания (не нужно волевых усилий для его поддержания). Основная фун­кция — наиболее интенсивная и плодотворная деятельность, вы­сокая производительность.

Все виды внимания связаны с установками человека, с его готовностью, предрасположенностью к определенным действи­ям. Установка повышает чувствительность органов чувств, уровень всех психических процессов.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у младших школьников. Диагностические методики по изучению развития внимания у младших школьников
Среди наиболее значимых, с моей точки зрения, психолого-педагогических особенностей внимания это его устойчивость, концентрации, переключаемость и объем. Специальная работа учителя по развитию внимания способствует своевременному психиче ...

История взглядов и современные исследования. Возникновение и история русского патриотизма
Идея патриотизма во все времена занимала особое место. Не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Роль и значение патриотизма возрастаю ...

Характеристика дошкольного возраста в разных психологических школах
Некоторые зарубежные психологи, в первую очередь немецкие, пытались выявить закономерности психического развития ребенка и помочь учителю в его практической деятельности. Это нашло отражение в трудах немецкого психолога Э. Мсн-мана (1862- ...