Результаты констатирующего этапа экспериментаСтраница 1
Образ -Я и его представление о себе характеризуется через степень выраженности у него таких психических свойств, как самоконтроль, незащищенность, тревожность, агрессивность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность (фрустрация), трудности общения, депрессивность, демонстартивность, инфантильность, общительность и самооценка.
Для диагностики начального уровня самосознания детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп нами была использована диагностическая методика изучения уровня самосознания Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А. , оценивающая то, насколько дети старшего дошкольного возраста осознают свои желания, предпочтения, выделяют и фиксируют свою деятельность в сознании.
Вопросы к опроснику диагностической методики:
1. Что ты любишь больше всего на свете?
2. Чем бы стал(а) заниматься, если бы тебе разрешили делать все?
3. Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь?
4. Расскажи, что ты больше всего не любишь?
5. Тебе все нравится в детском саду?
6. Представь, есть волшебник и он исполнит любое твое желание, что ты хочешь попросить?
В нашем констатирующем этапе эксперимента участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста – 20 детей в экспериментальной группе и 20 детей в контрольной.
Полученные данные опросника к диагностической методике изучения уровня самосознания Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А регистрировались в таблицах №1 и №2 (см. Приложение 1).
После заполнения таблиц мы выявляли соотношение вариантов ответов в экспериментальной и контрольной группах, выделяя наиболее значимые и распространенные в каждой группе.
Контрольная группа
отсутствие ответа - 7 человек (35%)
стереотипное повторение одного ответа - 2 человека (10%)
перечисление режимных моментов - 8 человек (40%)
сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях - 3 человека (15%)
Экспериментальная группа
отсутствие ответа - 6 человек (30%)
стереотипное повторение одного ответа - 1 человек (5%)
перечисление режимных моментов - 9 человек (45%)
сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях– 4 человека (20%).
Результаты, констатирующего этапа эксперимента, отраженные в таблице №3 (см. Приложение 3), дали нам данные о начальном уровне развития самосознания старших дошкольников в экспериментальной (20 детей) и контрольной (20 детей) группах. Уровень развития сознания желаний и предпочтений старшими дошкольниками в начале нашего исследования находился примерно на одном уровне, фиксируясь в большинстве случаев у детей обеих групп на перечислении режимных моментов.
На втором месте по встречаемости соответствующих типов ответов –отсутствие ответа и на третьем месте – сообщение детьми о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях.
На рисунках 1 и 2 можно увидеть процентное соотношение ответов детей старшего дошкольного возраста к опроснику диагностической методики изучения уровня самосознания.
Рис. 1 Результаты ответов детей контрольной группы в процентных соотношениях
Рис. 2 Результаты ответов детей экспериментальной группы в процентных соотношениях
Так же нами была проведена диагностика, направленная на определение уровня знаний детьми устного народного творчества: сказок, потешек, фольклора, песен и прочее, знание особенностей русского народного декоративно – прикладного искусства, русских народных игр, традиционных и обрядовых праздников, русских народных музыкальных инструментов и особенностей национального быта.
Целью диагностики детей старшего дошкольного возраста является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников ДОУ касающихся:
· Уровня сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно – прикладного творчества, умения осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре;
· Потребности использовать данные знания и умения на практике;
· Уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки;
Другое по теме:
Потребности юношеского возраста в аспекте психологической поддержки.
В жизненном пути человека можно выделить период, когда вопрос о собственной компетентности субъект впервые ставит перед собой сам - это юношеский период, этап индивидуализации самостоятельное вхождение в мир взрослых, предъявляющее молодо ...
Формирование психофизической готовности студентов при обучении профессии
В условиях функционирования и развития постиндустриального и информационного общества у студентов, будущих специалистов-профессионалов, необходимо формировать бережное отношение к невозобновимым ресурсам здоровья с позиций многофакторност ...
Что такое эскалация конфликта и почему конфликт часто перерастает в эту
фазу?
Эскалация конфликта
– это закономерное обострение отношений, которое выражается в увеличении враждебных действий сторон.
Механизм эскалации действует следующим образом:
-действия одной из сторон приводят к многократно усиленным ответны ...